Способы декорирования и росписи керамики ручной работы. Материалы для керамической живописи
- Способы декорирования и росписи керамики ручной работы. Материалы для керамической живописи
- Ручная роспись это. История возникновения
- Способы декорирования керамических изделий. Способы декорирования керамических изделий
- Чем можно покрыть керамику. Основные особенности глазурования
- Два способа украшения керамики. Декорирование керамических изделий.
- Декор керамических изделий. Керамика ручной работы – методы декорирования
- Ручная роспись на ногтях. Чем рисуют узоры на ногтях?
- Какие виды декорирования являются общими для керамических товаров и стеклоизделий. Декорирование керамических изделий
- Ручная роспись по ткани. Краски для батика
Способы декорирования и росписи керамики ручной работы. Материалы для керамической живописи
В лексиконе любого художника-керамиста есть такие понятия, как подглазурная и надглазурная роспись. Это ключевые понятия, однако, полноценно осветить вопрос о типах росписи можно только после рассмотрения сопряженных тем, в частности, необходимо пояснить, с какими материалами приходится работать при декорировании керамики. Ручная работа более сложная, чем автоматизированная, но именно руки мастера могут творить такие шедевральные элементы, как отводки, усики, ленты, арабески. Даже в фабричном производстве на определенном этапе допускается ручная работа.
Перед любой работой керамист должен предварительно подготовить материал, то есть, краску, которую он будет наносить на поверхность изделия. Сложность работы художника-керамиста заключается в том, что он вынужден работать практически «вслепую», так как не может контролировать создание задуманного эффекта, а видит результат своей деятельности только на финальной стадии.
Причина кроется в том, что в процессе обжига многие краски и глазури меняют свой цвет. Если одни краски становятся ярче, то другие, наоборот, приобретают матовость.
Специальный краситель, который вносится в краски и глазури для придания изделию нужного фона, называется пигментом . Надглазурные краски состоят из пигмента, который смешивается с флюсами. Флюс – стекловидное легкоплавкое вещество, служащее основой для краски. Именно флюс закрепляет краску на глазури во время обжига, придавая ей красивый блеск. Надглазурная роспись подразумевает нанесение краски на поверхность готовой глазури и последующий обжиг при температуре от 720 до 860 градусов.
Для создания подглазурных красок пигмент смешивают с глазурью. Подглазурные краски наносят на черепок, который прошел утильный обжиг или был хорошо высушен. Подглазурные краски покрываются глазурью и только потом обжигаются вместе с ней при температуре около 1300 градусов.
Люстры к красителям не относятся, однако они участвуют непосредственно в декорировании. Это тонкие переливающиеся пленки на поверхности глазури. Люстровый слой образуется путем введения в глазурь серебра, золота или платины.
Для декорирования также используются ангобы, представляющие собой смесь глины и красителя. Ангобирование дает сплошное покрытие, то есть, перекрашивание изделия в другой цвет. Ангобы наносят на глину в кожетвердом состоянии, то есть, эти красители относятся к подглазурным краскам. Сами глазури красителем не являются, однако некоторые из них после обжига приобретают определенный оттенок. Результат обжига зависит от вида примеси. Соли металлов способны давать оригинальные нежные оттенки.
- Синий цвет – сернокислый кобальт;
- Изумрудный – окись хрома;
- Бурый – оксид марганца;
- Красный – окись железа;
- Янтарный оттенок – окись никеля;
- Черный цвет – смесь, содержащая хром, марганец и кобальт.
Ручная роспись это. История возникновения
Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.
В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу. На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание.
Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.
На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.
После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.
Способы декорирования керамических изделий. Способы декорирования керамических изделий
Керамические изделия декорируют керамическими красками, люстрами, препаратами золота, серебра.
Керамические краски наносят кистью (живопись) и полумеханизированным способом (трафарет, штамп). Усик, отводка, лента - полосы, которые наносят золотом или краской (усик - 1 мм., отводка - 1 - 3 мм., лента - более 3 мм.).
Живопись - живописные рисунки отличаются от других разделок наличием следов (мазков) кисти.
Крытье - изделие покрывают краской. Крытье бывает сплошное, полукрытье, нисходящее, с прочисткой. Крытье сплошное - все изделие покрывается равномерно краской; полукрытье - поверхность изделия закрашена полоской ширенной до 20 мм. и более. При нисходящем крытье делают постепенный переход от сплошного слоя краски на нет. Крытье с прочисткой - в сплошном крытье оставляют не закрашенные участки различных форм.
Печать - графический, преимущественно однокрасочный рисунок. Печатный рисунок контурный, состоящий из мелких штрихов, черточек.
Трафарет - рисунок наносят с помощью пульверизатора через трафарет. При использовании одного трафарета рисунок одноцветный, несколько трафаретов - многоцветный. Отличительные признаки трафарета: части рисунка одного цвета отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены.
Штамп - однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии. Наносят его с помощью резинового штампа краской или золотом.
Декалькомания (деколь) - однокрасочный или многокрасочный рисунок, наносится на изделие с помощью переводных картинок. Отличается от живописных отсутствием следов кисти, а от печати - одноцветным контуром.
Шелкография - широко применяют для украшений. Краску продавливают через сетчатые трафареты. Рисунки яркие, рельефные, разной сложности, хорошо видны штрихи и точки.
Фотокерамика - украшение в виде портретов, пейзажей, перенесенное на изделие с фотопластинок.
38. Классификация стеклянных изделий
Бытовое стекло.К данной группе относятся разнообразные эмали и глазури, используемые для обработки и декорирования изделий из самых разных материалов, тара для пищевой продукции, зеркала, посудное стекло и некоторые другие.Строительное стекло.К данной группе относятся разнообразные изделия из стекла, используемые в строительстве. Это строительные и архитектурные детали из стекла, отделочная стеклоткань, стеклоблоки, стеклопластик, элементы мозаик, стеклопакеты, пеностекло, витражи разных видов, обшивочное стекло, пузырчатое стекло, армированное и профильное стекло и некоторые другие.Техническое стекло.К данной группе относятся разнообразные стеклянные детали для автомобилей, производственных установок и машин, стеклопластики технического назначения, технические зеркала, стеклянные водопроводные трубы, трубы для прокладки подземных кабелей, фотостекло, кусковое стекло, электроизоляционное и теплоизоляционное стекло, светотехническое и защитное стекло, приборное и транспортное стекло, электротехническое стекло, оптическое медицинское оборудо вание, разнообразное лабораторное оборудование и другие.
Чем можно покрыть керамику. Основные особенности глазурования
Стекловидным веществом может покрываться, как вся керамическая поверхность, так и определенная ее часть. Тривиальный процесс глазурования, не осложненный многоэтапными работами, может длиться не более 6-7 часов. Независимо от способа нанесения глазури, все заканчивается процедурой обжига, причем готовое изделие не извлекается из печи до тех пор, пока полностью не остынет.
В составе поливных смесей присутствуют практически те же химические элементы, что и в керамических массах, это кварцевый песок, кремнезем, каолин, кварц, полевой шпат. Глинозем добавляется в глазурь, как модификатор. Он позволяет повысить показатель вязкости и эластичности, а также препятствует возникновению трещинок на прозрачной поверхности. Бура и борная кислота влияют на блеск поливы. Показатель прозрачности регулируется добавлением диоксида циркония и диоксида титана.
Глазури имеют сложный состав. Их компоненты обладают различной растворимостью, влияют на способ приготовления поливы, определяют ее физические свойства. Все глазури можно разделить на три вида.
- Сырые глазури отличаются своим сложным составом. Они не растворяются в воде и применяются для глазурования фарфоровых изделий.
- Фроттованные и полуфриттованные глазури в своем составе имеют растворимые в воде элементы.
- Фритты сначала плавят в печи, а затем охлаждают и измельчают в порошок. При добавлении модификаторов можно получить полуфриттованные глазури. В качестве модификаторов используют полевой шпат, каолин, глину или мел.
Два способа украшения керамики. Декорирование керамических изделий.
В производстве бытовой керамики применяют надглазурное и подглазурное декорирование. Надглазурное глазурование наиболее распространено; оно позволяет использовать широкую палитру красок, разнообразные приемы их нанесения (ручные, механизированные); для закрепления надглазурных красок на изделии требуется дополнительный (муфельный) обжиг. Подглазурные краски, как указывалось выше, имеют цветовые тона значительно беднее, приемы нанесения их менее разнообразны. В то же время рисунки, выполненные подглазурными красками, весьма долговечны, так как они защищены от химических, механических и других воздействий слоем глазури. Лишь немногие заводы мира выпускают изделия, декорированные подглазурной живописью. Этот прием декорирования требует большого мастерства, знания технологических особенностей красок, специфики обжига керамики. На рис. 4.2 приводятся основные виды керамических изделий.
Рис. 4.2. Основные виды украшений керамических изделий: а — отводка; б— лента; в — трафарет; г—штамп; д — крытье сплошное; е — крытье нисходящее; ж — печать; з — печать с раскраской; и — декалькомания; к — живопись; л — фото по керамике; м — разделка рельефа
Усик, отводка, лента — простейшие украшения (разделки) фарфорофаянсовых изделий. Они имеют вид непрерывной круговой полоски, выполненной краской или препаратом жидкого золота. Ширина усика 1 мм, отводки — от 1 до 3 мм, ленты — от 4 до 10 мм; на фаянсовой посуде ширина ленты может быть 13—16 мм, в этом случае она называется буфетной. Выполняют украшения кистью вручную, а также с помощью специальных инструментов, автоматически питаемых краской или препаратом жидкого золота.
Трафарет — это несложный однокрасочный, реже многокрасочный рисунок, наносимый аэрографом при помощи пластин (трафаретов) из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку.
Последовательно меняя трафареты и краски, получают многоцветный рисунок. Отличительные признаки этой разделки: резко очерченные контуры рисунка, отсутствие плавного перехода от одного тона краски к другому — отдельные части узора одного цвета как бы оторваны друг от друга (лепестки от головки цветка, цветок от стебля и т.п.).
Штамп — мелкий, всегда однотонный рисунок краской или золотом, наносимый на изделия резиновой пластинкой или валиком с рельефной поверхностью. Обычно штамп является не самостоятельным украшением, а дополнением к другим разделкам.
Крытье — однотонная или тоновая (с постепенным изменением тона) раскраска изделия краской из аэрографа. Однотонное крытье может быть сплошным, частичным, с прочисткой. При сплошном крытье краской покрывают все изделие, при частичном — часть корпуса изделия шириной от 20 мм и более (полукрытье). В случае крытья с прочисткой в сплошном крытье тем или иным способом счищают часть краски таким образом, чтобы освобожденные от краски места образовали заданный узор. Тоновое крытье может быть нисходящим (интенсивность краски уменьшают по направлению к ножке или поддону изделия) или восходящим (интенсивность краски по направлению к ножке или поддону возрастает). Крытье выполняется вручную или на полуавтоматах.
Печать — графический контурный рисунок, перенесенный с граверной доски на материал-посредник (папиросную бумагу, эластичную резиновую или пластмассовую мембрану и т.п.), а с них — непосредственно на изделие. Если рисунок получают с папиросной бумаги, последнюю разрезают на отдельные «лепки» и, пока краска не высохла, накладывают на изделие. Затем бумагу прокатывают войлочным валиком, краска при этом переходит на изделие и затем закрепляется обжигом. Более производителен способ получения рисунков с помощью эластичных резиновых, пластмассовых или других конусов. В действующем по такому принципу полуавтомате «Муррей» выгравированная доска автоматически покрывается краской. После удаления ее избытка краска из углубленных элементов рисунка отпечатывается на мембране эластичного резинового конуса, а с нее на изделие. Печать — однокрасочный рисунок, поэтому его часто дополняют раскраской кистью от руки (одной краской или более). Рисунки печати весьма разнообразны. Особое место среди них занимает тематическая печать — пейзажи, портреты, исторические памятники.
Декор керамических изделий. Керамика ручной работы – методы декорирования
Керамические изделия ручной работы можно задекорировать несколькими способами, которые условно делятся на цветовое покрытие и рельефное (скульптурное). Первый способ это – ангобами, солями, покрытие глазурью, роспись по керамике подглазурная и надглазурная. Второй – это всевозможные фактуры, пальцевой орнамент, штампы, нанесение рельефа, процарапывание.
Лощение
Это старинный способ отделки гончарных изделий, применяемый для красной гончарной глины. Его принято применять для любой керамической посуды выполненной из красной глины, в которой отсутствуют дополнительные выступающие детали и углубления.
- поверхность готового, но еще сырого изделия обрабатывают губкой смоченной в воде;
- керамика немного подсушивается;
- далее начинают натирать изделие гладким предметом – это может быть камень-голец, ложка или стеклянная палочка, до появления характерного глянцевого блеска
Существует два вида керамики:
- краснолощеная – изделия естественного оттенка гончарной глины;
- чернолощеная – полученная с применением коптящего пламени в бескислородной камере. В результате получается слегка задымленная поверхность.
Нанесение фактуры
Самый популярный вид декора поверхности посуды из глины, выполненной своими руками, который применим для изделий из любого вида данного материала.
Работа с мокрой глиной позволяет применить различные виды декора на гончарной поверхности:
- роспись изделий из керамики;
- нанесение фактурного рисунка с применением тесьмы, холста, рогожки, кружева, марли и так далее;
- создание рельефа.
Поиск и подбор фактур – увлекательное и интересное занятие, которое позволяет сделать керамическую посуду необычной, выразительной и привлекательной.
Декорирование керамической посуды рельефами
Достаточно простой способ создания красивого узора на гончарном изделии. Применяют различные элементы, такие как:
- жгуты;
- медальоны;
- скатанные шарики;
- лепестки;
- геометрические фигурки;
- штампы, при помощи которых можно создать текстуру дерева для керамики.
Они выполняются из того же материала, что и само керамическое изделие. Все элементы наклеиваются при помощи шликера на еще недосушенную глину. Затем готовое изделие подвергают обжигу и глазуированию.
Техника процарапывания
Этот способ декорирования керамики – сграффито, применяется с незапамятных времен. Принцип обработки следующий:
- изделие из красной глины немного подсушивают;
- покрывают небольшим слоем светлого шликера или ангоба;
- затем по свежему покрытию при помощи стеклянной палочки до основы выцарапывают требуемый рисунок.
Нанести таким образом можно любое художественное изображение.
Подглазурная роспись
Этот вид декорирования керамики в основном выполняется по обожженной посуде, которую впоследствии покрывают тонким слоем прозрачной глазури.
Важно! Для выполнения росписи по керамическим изделиям применяются краски, которые выдерживают высокие температуры.
Ангобирование
Ангоб – глина консистенции густой сметаны, колорированная различными цветовыми оттенками. Этим материалом производят роспись на керамических изделиях различного назначения:
- посуда;
- кулоны;
- вазоны;
- броши и так далее.
Есть два способа получения разноцветной керамики декорированой ангобами:
- Подобрать природную глину, которая приобретает различные оттенки при обжиге. Натуральные материалы имеют теплые приглушенные цвета, для получения нужного тона можно просто смешать ангобы между собой. Но найти такое разнообразие оттенков очень сложно, да и холодные оттенки полностью отсутствуют.
- Окрашивать белый материал в нужные оттенки различными солями металлов. Именно этот способ колорирования применяют все гончары.
Покрытие глазурью
Глазуируют только готовую керамику, подверженную утильному обжигу. Глазурь – это стеклообразный силикат, который расплавляется на гончарной посуде и прикрывает пористую глину, плотным, глянцевым слоем. Благодаря применению этой техники, изделия получают:
- стойкость к механическим повреждениям;
- прочность;
- эстетичный внешний вид;
- влагостойкость;
- повышенную устойчивость к химическим воздействиям.
Кроме этого глазуирование позволяет надежно защитить рисунок, который нанесен под покрытие.
Кракелюр
Эффект состаренной поверхности глазури, с множеством мельчайших трещин называется кракелюр. Для достижения подобного результата гончарное изделие вынимают из печи еще горячим, от перепада температур покрытие дает множество трещин, которые покрывают специальной краской, а изделие повторно подвергают обжигу.
Ручная роспись на ногтях. Чем рисуют узоры на ногтях?
Индустрия нейл-арта развивается настолько быстро, что уследить за техникой создания рисунков на ногтях очень сложно. Кто бы мог подумать, что популярным методом нанесения рисунка на ноготь будет водный. Но недооценивать и более привычные способы не стоит.
Создавать узоры можно как на натуральных ногтях, так и на искусственных. Научиться рисовать сложные узоры и орнаменты простыми инструментами не сложно, стоит просто обзавестись терпением.
При помощи обычного скотча или фольги
Суть этого способы в том, чтобы создать ровный геометрический узор или фигуру на ногтях. Но для начала покрывают поверхность ногтя лаком-основой (цвет выбирается любой, который нужен). Но стоит понимать то, что основной слой в итоге и станет цветом самого рисунка.
Сам рисунок зависит от того, как был приклеен скотч: тонкими полосами или широкими, прямо, зигзагами, по диагонали, или он закрывает часть ногтя, образуя геометрические фигуры.
Для маникюра лучше брать малярный скотч. Он имеет меньшую сцепку с поверхностью ногтя и не повредит лак при снятии. При этом его клейкости будет достаточно, чтобы сделать красивый рисунок.
Кроме скотча пользуются и специальной фольгированной лентой для дизайна. Ей пользоваться проще, так как не нужно следить за шириной полоски. Готовые ленты могут иметь различную толщину, а снимать ее не обязательно. Она может стать частью дизайна.
Обычными иголками
Чтобы сделать рисунок иголкой, необходимо хотя бы два цвета лака (можно и больше, смотря какой рисунок задуман). Один – для основы (необходимо полное высыхание этого слоя перед началом нанесения рисунка), второй и далее – для росписи. Вариантов создания простых, но эффектных рисунков, множество. Дизайны ногтей, что сделаны иглой, не требуют много времени, дополнительных затрат.
Следующий эффект на ногтях можно сделать тоненьким наконечником дотса, но проще всего это получится сделать именно острым концом иглы.
Вариант оформления ногтей с помощью иголки и двух цветов лака
Техника нанесения рисунка иголкой доступна даже тем, кто ранее дизайном ногтей вовсе не занимался. Главная особенность – успеть нанести красивый узор, пока лак на игле не высох. А если рисунок выполняется точечно, то пока на ногте не высохнут капли лака.
Если расписывать иглой, то наносимая линия будет тоненькой. Также иглой можно очертить контуры рисунка.
Результат рисования иголкой
https://www.youtube.com/watch?v=56cGQcjEFPA
Используя дотс
Результат на ногтях, если расписывать их дотсом, будет схож с тем, что делают с помощью иглы. Только использование дотса для росписи более удобно – на шар наконечника окутывается такое количество лака, что не мешает работе (не скатывается большими порциями и так удобнее нанести ровные линии без «ляпов»).
Выбирается цвет для основы. Рисунок наносится «шариком», что окунается в лак нужного цвета. Если нужно заменить цвет, то можно просто вытереть наконечник инструмента ватой или салфеткой, смоченной жидкостью для снятия лака.
Тонкой кистью
Тонкая кисть дает больше шансов для качественной росписи ногтей. С ее помощью можно выполнить необычный цветочный узор, аккуратные тонкие линии. Особо можно «разгуляться» на длинных ногтях.
Чтобы начать рисовать кистью, нужно покрыть ноготь основным цветом (белым, бесцветным, красным, розовым, черным, разноцветными лаками, в том числе и градиентный маникюр). Покрытие должно полностью высохнуть. Затем наносится узор тончайшей кисточкой. Можно это сделать и обычными кисточками для рисования, но лучше воспользоваться специальными кистями с нейлоновыми волокнами. Чтобы достигать различных эффектов при росписи, могут понадобиться и другие кисти с разной толщиной.
Наносить красивые узоры удобнее всего именно кисточкой. На ее волокнах держится достаточное количество лака или акриловой краски, чтобы провести длинную линию без дополнительного добора.
Обычной зубочисткой
Зубочистка — отличный инструмент для нанесения рисунка на ноготь. Техника нанесения рисунка этим инструментов требует аккуратности, так как на деревянную основу зубочистки окутывается большое количество лака и потом неравномерно скатывается, что мешает работе.
Какие виды декорирования являются общими для керамических товаров и стеклоизделий. Декорирование керамических изделий
Для придания изделию окончательного вида его подвергают декорированию - процессу украшения рельефом, глазурью, росписью и т.д. Декорирование осуществляют разными методами (рис.7): скульптурными (созданием рельефа, контррельефа, гравировкой и т.д.), живописными ( росписью керамическими красками , ангобами, глазурями и т.д.) и технологическими, которые не только украшают изделие, но и улучшают его свойства (покрытие изделий глазурями , ангобами, эмалями, люстрами) . Декорирование скульптурными методами производят на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в кожетвердом состоянии . Декорирование живописными методами ведут на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях.
Глазурованием называют процесс покрытия высушенного или обожженного изделия сырьевой суспензией - шликером, который в процессе обжига образует глазурь - стекловидное покрытие на поверхности изделия толщиной 0,1-0,3 мм. Глазурь придает изделию большую механическую прочность, защищает от загрязнений и служит одним из основных средств декора . Глазури могут быть прозрачными, непрозрачными ( глушенными ) - скрывающими цвет материала изделия, блестящими и матовыми, бесцветными и цветными. Глазурование проводят окунанием изделия в глазурный шликер , поливом изделия шликером, распылением шликера на изделие.
Чаще всего перед глазурованием изделие подвергают первому предварительному обжигу - утильному обжигу , после которого изделие набирает достаточную механическую прочность, чтобы не разрушиться при намокании глазурным шликером .
Методы декорирования
Скульптурные Живописные Технологические
Рельеф Роспись Глазурование
Контррельеф Аэрография Ангобирование
Ажур Декалькомания Лощение
Инкрустация Мраморизация Томление
Гравировка Пастилаж Обвар
Тиснение Резерваж
Фландровка Шелкография
Перевод печати
Декорирование штампом
Рис.7. Классификация методов декорирования
Крупногабаритные изделия после тщательной сушки можно покрывать глазурным шликером без предварительного обжига . Утильный (утельный) обжиг предотвращает возникновение дефектов глазури, связанных с газовыделением из изделия через слой глазури во время обжига . Второй обжиг , который проводят для образования глазурного покрытия, называют политым . Однократный обжиг неглазурованного изделия, при котором оно приобретает конечные свойства, называют бисквитным , а само изделие после обжига - бисквитом . Для закрепления надглазурных керамических красок проводят третий - муфельный или декоративный обжиг.
При политом обжиге на поверхности пористого керамического тела образуется плотная пленка стекла; при этом возможно возникновение на глазури различных дефектов, портящих внешний вид изделия. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек - сеть мелких волосяных трещин на глазури , а также отслаивание глазури . Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделия. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури - снижение блеска и шероховатость, матовость - при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость , слабый блеск - при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига . При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникнуть натеки - утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины - отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка - стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утельного обжига могут образоваться наколы - точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800-1000°С - пузыри или прыщи .
Ручная роспись по ткани. Краски для батика
Краски для батика можно приобрести в наборе, куда входит палитра различных оттенков. Новичкам лучше покупать красители по отдельности. Для того чтобы попробовать свои силы достаточно закупить всего несколько цветовых оттенков. Можно взять разные типы красок, чтобы понять, с какой удобнее работать лично вам.
По своему составу наиболее часто применяемые краски можно разделить на две группы – акриловые и анилиновые. Красители должны иметь соответствующую пометку:
- «Для батика»;
- «Шёлк»;
- «SILK».
Тем, кто только приступает к росписи по ткани, лучше выбирать красители от отечественных фирм, чья продукция стоит недорого. Импортные краски дороже, но зато они обладают более разнообразной палитрой. Такие красители дольше держатся на ткани и не утяжеляют ее. При создании батиков могут применяться еще пластизольные краски, после их нанесения на ткани появляется светящийся рисунок.
Акриловые краски
Акриловые краски проще в использовании, их легко закрепить на ткани при помощи утюга. Выпускают их в баллончиках, баночках, тюбиках. Акрил относится к полимерным материалам и быстро засыхает на воздухе, поэтому кисти и палитру надо отмывать сразу после использования, позже сделать это будет значительно труднее.
Краски на этой основе нестойкие, они постепенно смываются с одежды в процессе стирки. Цветовой акриловый пигмент выпускается также в виде порошка. Перед нанесением кристаллы тщательно растирают, чтобы окрашивание получилось равномерным. Краски из акрила лучше использовать для картин, которые в дальнейшем будут украшать интерьер.
Анилиновые краски
Анилиновые красители закрепляются только с помощью пара, поэтому больше подходят для опытных мастеров. Закреплять рисунки над паром довольно сложно. На этапе отпаривания неопытная мастерица может легко испортить работу. При этом краски на основе анилина имеют свои преимущества.
Они более стойкие, лучше прокрашивают материал. С изнанки рисунок получается столь же ярким, как на лицевой стороне. Краситель не утяжеляет ткань в отличие от акрила. Тем, кто собирается создавать батики на регулярной основе, желательно запастись автоклавом, в котором пар имеет высокую температуру и находится под давлением.
Некоторые импортные красители продаются в комплекте с фиксатором. В этом случае процесс закрепления рисунка упрощается. Готовое изделие просто прополаскивают в фиксирующем растворе. Если используется анилин в виде порошка, работать с ним необходимо с осторожностью, так как это вещество ядовито и вдыхание его частичек может нанести вред здоровью.