Как рисовать акриловыми красками по керамике. Роспись по керамике: мастер-класс изделий своими руками в новой технике
- Как рисовать акриловыми красками по керамике. Роспись по керамике: мастер-класс изделий своими руками в новой технике
- Акрил на посуде. Тонкости применения
- Роспись по керамике виды. Роспись посуды вручную кистями
- Техники росписи по керамике. Основные техники росписи посуды
- Чем рисовать на керамике. Основные сведения о подглазурной росписи
- Краски по керамике с обжигом. О материалах
Как рисовать акриловыми красками по керамике. Роспись по керамике: мастер-класс изделий своими руками в новой технике
Любителям рисовать стоит освоить роспись по керамике. Мастер-класс подскажет начинающим мастерам, какие материалы и инструменты понадобятся для работы, а также расскажет об общих этапах выполнения росписи. Существуют различные виды и способы росписи по керамике, многие из которых знали еще в средние века. Посуда, украшенная яркой и интересной росписью, всегда смотрится живо и ново, а рисунок, сделанный в авторском стиле, сможет многое рассказать о мастере и его художественном виденье.
Росписью могут заниматься даже дети и те взрослые, которые не умеют рисовать или думают, что не умеют. Сегодняшние магазины для хобби и творчества предлагают множество материалов, инструментов, шаблонов и приспособлений, которые сделают творческий процесс не только приятным, но и удобным.
Что необходимо
Прежде чем приступать к росписи, нужно подготовить все необходимые материалы и инструменты.
В первую очередь, это краски и кисти . Чаще всего роспись по керамике делается акриловыми красками на водной основе. При желании готовую поделку можно покрыть акриловым лаком для лучшей защиты и большего закрепления краски. Кроме того, можно использовать контурные краски, которые хорошо подходят для точечной росписи и отделки готовой работы.
Для изделий, предназначенных под пищевые продукты, рекомендуется использовать специальные запекаемые краски . Роспись, сделанную такими красками, необходимо обжечь в специальных печах при 800 градусах. После этого из расписанной посуды можно спокойно и безопасно есть, не волнуясь за сохранность росписи и свое здоровье.
Кисти для росписи подойдут натуральные, например, беличьи или синтетические с мягкой щетиной.
Лучше запастись кистями разных размеров, чтобы можно было раскрашивать как крупные детали и фон, так и прорисовывать мелкие элементы рисунка.
Также понадобится рисунок или шаблон . Если автор хорошо рисует и не обделен фантазией, то можно обойтись и без готового изображения. Новички же могут купить или сделать трафареты.
Акрил на посуде. Тонкости применения
Красящие вещества для росписи стекла и керамики делятся на краски, контуры, маркеры и плавящие гранулы. Кроме того, краски для стекла и керамики подразделяют на два вида в зависимости от цели росписи.
ЛКМ может наноситься без обжига или с обжигом. От того, какой из этих способов используется, зависит красота росписи.
Профессиональные художники используют в ходе росписи керамики сложные красители, которые могут принадлежать к глазури или эмали. Роспись такой керамической посуды, как чайники, чашки, тарелки, может выполняться как на производстве, так и дома. Наборы для нанесения рисунка на посуду самостоятельно продаются уже с готовым предметом, рисовать по которому смогут даже дети.
В ходе раскрашивания используют следующие пигменты, не требующие запекания:
- Акриловые краски применяют чаще всего. Они доступные, недорогие. Данный вид, когда полностью высыхает, обязательно закрепляется герметиком.
- Состав, изготовленный на основе растворителей, не требуют обжига при высокой температуре, но сохнет целые сутки.
- Фломастеры, ручки, маркеры позволяют создавать тонкие линии, наводить контуры.
Есть еще и порошковые пигменты, которые отлично подходят для фарфоровой посуды. Но после нанесения такой краски изделие необходимо просушить, затем запекать полчаса при температуре 350 градусов.
Расписанная вручную посуда станет отличным подарком, особенно если нанести на её поверхность дарственную надпись.
Роспись по керамике виды. Роспись посуды вручную кистями
- Истинные шедевры создаются именно так – традиционно, используя кисточки и краски. Приложить к этому придется также и свои умелые руки, и развитую фантазию.
- Намного проще освоить эту технику росписи посуды будет тем, у кого имеется склонность к рисованию. Но даже и тем, кто никогда дотоле не держал в руках кисти, под силу развить в себе это качество – ведь если сильно захотеть чего-то, то можно и горы свернуть, не так ли?
Для занятия художественной ручной росписью понадобится обзавестись:
- Художественными синтетическими кисточками, имеющие разные формы и размеры.
- Акриловыми красками, которыми можно писать по стеклу и керамике, или запекаемыми витражными красками, имеющими водную основу.
- Примечание относительно красок: у витражных красок имеется большая прозрачность, и, в то же время, большая яркость. Но так как они имеют жидковатую консистенцию, и потому растекаются, то с ними более сложно управляться. Но опытные художники нашли выход из положения: они стали к ним подмешивать контурные краски, которые работают в этом случае в качестве загустителя. У многих витражных красок обычная основа – растворитель, поэтому расписанная ими посуда не сгодится для принятия из них пищи, а может служить только в качестве украшения интерьера.
- Обезжиривателем.
Последовательность рисования ручной росписью:
- Прежде всего, нужно сделать так называемую подмалевку, т.е. написать на посуде крупные композиционные части – это будет ее основа. Рисунок не получится полным без придания ему некоторой глубины, поэтому следует добавить в композицию темных и светлых оттенков, а затем придет пора детальных прорисовок.
- По завершению создания картинки зафиксируйте краску таким же образом, как мы рекомендовали при точечной росписи.
- Воспользуйтесь нашими советами: если вы будете смешивать краски, играя с полутонами, то в результате порадуетесь получившимся необычным цветам и эффектам . Расписывать керамическую матовую тарелку намного легче, чем глянцевую или стеклянную, т.к. в первом случае краска ложится более плотно и ровно.
Техники росписи по керамике. Основные техники росписи посуды
Техник, которые используются в расписном творчестве, много. Но в топе 4 базовых – знаменитая точечная, роспись по шаблонам и трафаретами, роспись кистями и маркерами. Каждое направление может подразделяться на более узкие. Встречаются и комбинированные техники.
Точечная роспись
Если вы решили заняться росписью тарелок, своими руками можете сделать целое панно из красиво оформленной посуды, которое украсит одну из стен дома. И начинать можно с освоения точечной техники (или point-to-point). Точечная россыпь образует орнамент, который напоминает украшение предмета бусинами или стразами.
Предлагаем вам посмотреть
Почему начать можно с этой техники? Она не требует особой художественной подготовки. Даже если краски в руки вы в последний раз брали в школе, вряд ли первая проба будет неудачной. Главное в этом деле – терпение, усидчивость, концентрация.
А еще важно соблюдать три базовых условия:
- 1. Между точками следует выдерживать равное расстояние – чем меньше, тем техничнее и совершеннее работа.
- 2. Размер точек коррелирует с размерами деталей композиции.
- 3. Основа успеха – грамотная консистенция краски и твердая рука художника.
Посуда эта вряд ли будет использоваться, но в качестве интерьерного декора она идеальна. Точечная техника предполагает стандартные этапы работы: нанесение на тарелку тонкого слоя праймера, непосредственно роспись (акриловыми красками), покрытие лаковым слоем.
Роспись тарелок по трафаретам и шаблонам
И это тоже оптимальная роспись тарелок акриловыми красками для начинающих. Сначала вы распечатываете трафарет (или покупаете), канцелярским ножиком проделываете в нем отверстия. И это, не удивляйтесь, самая трудная часть работы. Далее вам следует обезжирить поверхность посуды, зафиксировать шаблон скотчем к ее дну.
После этого идет раскраска или тамповка рисунка по трафарету. На готовой картинке можно (по желанию) прорисовать детали либо контур. Если рисовать вы решили акриловыми красками, то просушивать их можно естественным образом, или используя фен либо духовку.
Художественная роспись вручную кистями
Эта техника не так проста, но и результат немало впечатляет. Для работы требуются художественные кисти разноразмерные, акриловый «десант» (краски по стеклу и керамике), можно использовать и витражные запекаемые краски.
Сначала мастер делает подмалевок – рисует на тарелке крупные места композиции. Затем добавляет объем и глубину правильной расстановкой светлых и темных красок, после чего занимается прорисовкой деталей. Начинающим художникам проще стартовать с росписи матовой глазури, на нее краска ложится более ровно. Глянцевая керамика и стекло требуют навыка, проверяют художника «на прочность».
Роспись маркерами по керамике
Роспись декоративной посуды своими руками может предполагать и использование таких самодостаточных художественных инструментов как маркеры. Чем качественнее выбранные фломастеры и маркеры, тем точнее будет изображение.
В этой технике есть свои правила:
- перед рисованием поверхность требует обезжиривания;
- линии и контуры прорисовывать нужно мелкими и частыми штришками – так меньше риска ошибиться;
- рисунок развивается по принципу «от общего к частному».
Техника также допускает возможность использования шаблонов и трафаретов. Большая часть художественных маркеров сохнет за сутки, не нуждается в обжиге, и даже в посудомоечной машинке новый рисунок на тарелке или чашке не стирается.
Чем рисовать на керамике. Основные сведения о подглазурной росписи
Как было сказано выше, живописный декор формируется либо под глазурью, либо на ее поверхности. Это и есть основные отличия подглазурной росписи от надглазурной. Выбирая технологию подглазурной росписи, художник формирует изображение на неглазурованной поверхности черепка. Определено два типа ведения подглазурной живописи:
- Роспись по утилю;
- Роспись по сырой глине.
Роспись по утилю отличается тем, что краска наносится на черепок после его утильного обжига. Когда ведется роспись по сырой глине, то изделие не обжигается, а всего лишь подсушивается. Для работы с сырой глиной наиболее подходят водные растворы солей металлов. Их наносят на глину при помощи кисти. В данной технологии декорированием процесс созидания не завершается. Расписанный черепок обжигают утильным обжигом, покрывают глазурью и снова обжигают.
Подглазурная роспись обладает некоторыми преимуществами. Во-первых, она более прочная и долговечная. В процессе обжига краска сплавляется с частицами глазури, образуя пленку, которая не стирается с течением времени. Во-вторых, контур рисунка не образует рельефа, если этого не нужно. В-третьих, при помощи подглазурных красок можно создавать картинки с объемным эффектом.
Однако подглазурных красок, способных выдержать высокую температуру обжига, не так много, поэтому их палитра достаточно бедная. Популярной краской для подглазурной росписи является азотнокислый, сернокислый или хлористый кобальт, дающий после обжига синий цвет. Его используют при росписи китайского фарфора и Гжели.
Подглазурная роспись ведется непосредственно кистью, но краски можно накладывать и по предварительно подготовленному карандашом рисунку. При этом художник-керамист должен обладать не только техникой рисования, но и уметь устранять возможные дефекты. При использовании порошковых красок их растирают на стеклянной палитре, смешивая с водой до получения сметанообразной массы. При нанесении на черепок вода впитывается в него через поры, а краска закрепляется на поверхности. От мастера требуется предельная осторожность, так как краска частично впитывается в глину, поэтому всяческие исправления оставят после себя загрязненные пятна.
Краски по керамике с обжигом. О материалах
КРАСКИ
В своих работах я в основном стараюсь использовать запекаемые краски. Обжиг при температуре в 140-160 °С около 30-40 минут. После обжига, краски "встают" и посудой можно спокойно пользоваться, некоторые краски можно просто просушить в течение 3-7 дней, после чего (по уверению производителя) их так же можно мыть.
HOBBILINE
1. "Hobbyline" (Германия) - акриловые краски на водой основе, т.е. разбавляются водой и легко смываются до обжига. У них нет запаха и при обжиге они так же не пахнут. По указаниям производителя обжиг при 160-170 °С, время обжига - 90 минут. Они неплохи по консестенции, есть укрывистые цвета (белый, например), но черный и темно-коричневый, как это не странно, заметно просвечивают, особенно это видно на стекле. Краски смешиваюится между собой. Палитра большая.
!!! Следует различать краски "Hobbyline Glasmal-Farbe" - эти краски не обжигаемые, для перевода рисунка с бумаги, т.е. сначало рисунок делаем красками на бумаге, после чего даем чуть подсохнуть, прикладываем на обезжиренную поверхность (стекло, керамику или фарфор) и снимаем бумагу. У меня есть несколько цветов этой краски, но качественно ими работать у меня не получилось. Этикетка у них серо-голубая.
MARABU
2. "Marabu Ceramica" (Германия) - краски для стекла, керамики и фарфора, обжигаемые, температура обжига 170 °С, время - 30 минут. Неплохие краски, есть интересные цвета, свежая краска очень жидкая и бывает тяжело ею работать, со временем она становится чуть гуще. Хорошая натуральная зеленая палитра. Некоторые цвета мешаются с "Hobbyline" . Еще их "+" - это цена, она ниже чем у "Hobbyline" .
- "Marabu Decor Glass" - краски для стекла (можно спокойно рисовать по керамике и фарфору), не обжигаемые. Хотя они прекрасно обжигаются в духовке и так же не смываются водой как и "Marabu Ceramica".Краски водорастворимые, есть небольшой запах. Некоторые цвета мешаются между собой. При высыхании становятся более прозрачными - это нужно учитывать, порой приходится класть дополнительные слои краски для большей яркости.
- "Marabu ArtGlas" - краски по стеклу на основе алкидных смол. Не обжигаемые. Имеют резковатый запах и не разбавляются водой, необходим специальный растворитель. При попадании воды в краску, краска разползается как "масло от Фейри". Цвета не смешиваются (при смешивании краски делятся на фракции!). По рекомендации производителя, краску просушить 30 минут, через 7 дней можно пртирать влажной тряпочкой. Их несомненный "+" - это то, что они очень хорошо ложатся на стекло, ровным слоем, получается эффект цветных стеклышек.
DECOLA
3. "DECOLA" (Россия, Питер) - акриловая краска для стекла и керамики. Водорастворимые. Температура обжига у них не высокая - 60-70 °С в течение 30 минут. Так же по рекомендации производителя для осветления краски лучше использовать специальный растворитель, т.к. разбавленная водой краска быстрее смоется даже после обжига. Декола даже обозженная быстро слазит с посуды! Я ее использую при росписи декоративных предметов - тарелочек, ваз и тд, т.к. она хорошо ложится,бладает высокой укрывистостью, но для росписи активно моющихся вещей (кружек, чашек, бокалов и тд) я бы ее не рекомендовала!
Еще особо отмечу, что температуру обжига не превышать, краски "жухнут" становятся более грязными.
PEBEO
4. "Pebeo Porcelaine" и "Pebeo Vitrea" (Франция) - так же обжигаемые краски для росписи стекла, керамики и фарфора. "Pebeo Porcelaine" - керамика, фарфор, фаянс; "Pebeo Vitrea" - для стекла, но обомими можно работать как по стеклу так и по керамике " Vitrea" - более прозрачные. Температура обжига 150-160 °С, время 35-40 минут.
Это те основные краски которыми я работаю. Для работ, которые активно пользуются я беру запекаемые краски "Hobbyline", "Marabu Ceramica", "Pebeo Porcelaine" и "Pebeo Vitrea" - эти краски схожи по составу, некоторые мешаются как и со своими, так и с другими образуя однородную массу, которая после обжига сохраняет все свои качества. Я очень долго экспериментировала, пробовала и тестировала полученные результаты, как до обжига так и после. Температура обжига у них схожая - 150 °С -170 °С, время обжига так же около 30-40 минут, так же следует учитывать, если в вашей работе присутствует много белой краски, которая склонна к небольшому пожелтению, снижать температуру обжига (хотя бы на 10 °С ), а так же сокращать время на 10-15 минут.
Не обжигаемые краски я старасюсь применять на тех вещах, которые меньше всего соприкасаются с водой - это декоративные тарелки, вазы, картины на стекле, рамочки и тд. Это следует помнить и так же учитывать в совоей работе. Специальные лаки я не использую и считаю их излишними.