Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка.

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка.

Есть множество вариантов проклеек. Самым лучшим считается рыбий клей. Но на практике пользуются в основном, двумя вариантами. Первый — ПВА под акриловый грунт — когда нужно быстро и гарантированно подготовить много рабочих поверхностей, например, перед выездом на пленэр; или когда качества поверхности не очень важны, например, для эскизов. Это универсальный вариант, с практически гарантированным результатом, но работать на таких поверхностях менее приятно и труднее добиться высокого качества не пастозной живописи. Второй вариант- желатин под грунт основанный на том же желатине (или под другие, более специальные виды грунта, о которых поговорим в другой раз).

С ПВА все просто — наносим прямо из банки, лучше шпателем иди мастихином. Главное НЕ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ КЛЕЙ ПРОТЕК НА ОБРАТНУЮ СТОРОНУ. Такой холст безнадежно испорчен. Кисть лучше для проклейки холста лучше не использовать — она продавливает клей сквозь плетение.

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка.

Проклеивать и грунтовать под живопись маслом можно не только холст, бумагу, только ее нужно предворительно закрепить по всей длине краев скотчем на твердой поверхности, иначе она деформируется.Для бумаги можно использовать кисть или валик.

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка. 01

Проклейка ПВА должна сохнуть 24 часа,лучше в горизонтальном положении, НЕ около батарей. Не в коем случае не начинайте с ней работать раньше. вы повредите слой и испортите холст. При высыхании на холсте появляются складки, это нормально, они уйдут после полного высыхания

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка. 02

В принципе, по холсту проклеенному два-три раза уже можно работать, это дает интересные эффекты и, при правильном хранении и не слишком пастозной живописи не влияет на сохранность красочного слоя. У мастеров 19-20 века можно найти достаточно много подобных работ.

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка. 03

Схема работы с желатином примерно та же: наносим мастихином или шпателем, смотрим, чтобы клей не протек на обратную сторону, сушим 24 часа. Но понадобиться приготовить сам клей. В сети много рецептов с пропорцией желатина и воды. Они из того времени, когда весь желатин был одинаковый, поэтому, действуем по инструкции на упаковке! Подогревать, не зависимо от вида желатина, лучше на водяной бане.

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка. 04

Готовый раствор остужаем до консистенции киселя, когда он еще не желе, но ухе не жидкость.

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка. 05

Чем покрывать холст перед рисованием акрилом. Пищевой желатин

Лучший клей для проклейки - рыбий (осетровый), но можно холст проклеить пищевым желатином. Для эластичности поверхности, необходимо добавить пластификатор - мед или глицерин. Чтобы проклейка не плесневела добавляется - антисептик. В промышленном производстве антисептик - фенол. В домашних условиях хорошим антисептик - капелька Фейри.
Общий состав проклейки: на 0,5 литров воды, 30 гр. сухого желатина, 7 гр. глицерина или 20 гр. меда, 0,4 гр. антисептика.
Сухой желатин в банке, чуть заливаем холодной водой, до набухания. Через 2 часа, заливаем горячей водой - 60 градусов, перемешиваем и добавляем остальные компоненты. Варить желатиновый клей не надо, можно готовить состав на паровой бане - емкость с клеем помещают в более широкую емкость с горячей водой. Приготовленный клей ставят в прохладное место, чтобы застыл, т.е. превратился в желеобразное состояние.
В горизонтальном положении, проклейка выполняется флейцем, широкой кистью, можно щеткой, небольшая, одежная щетка, чуть меньше ладони. Желеобразная масса для того, чтобы клей не проступал на обратную сторону холста. Проклейка не должна быть слишком застывшей, необходимо уловить момент застывающего состояния. Поверхность не перегружается проклейкой, излишки клея снимаются шпателем или стальной линейкой.
После просушки 1 слоя, выполняется 2 слой. Проклеенный холст должен сохнуть при естественной температуре - 12 часов, нельзя сушить феном или обогревательными приборами.
Поверхность проклеенного холста слегка обрабатывается наждачной бумагой, чтобы удалить шероховатость.
Чтобы проверить качество проклейки, надо посмотреть на холст через скользящий свет, клей равномерно заполняет поверхность эластичной пленкой, без светящихся сквозных просветов.

Как подготовить холст для рисования акрилом. Акриловые краски для рисования. Как пользоваться на холсте, ткани, стенах

. Интересным свойством таких красок является универсальность в применении.

Как подготовить холст для рисования акрилом. Акриловые краски для рисования. Как пользоваться на холсте, ткани, стенах

Акриловая роспись на камнях. Фото

Благодаря яркости и удобству в работе, их можно использовать для создания многообразных эффектов и визуальных текстур на совершенно разных поверхностях, включая внутреннюю и внешнюю отделку при строительстве.

Преимущества и недостатки акриловых красок при рисовании на разных поверхностях

Работа с акрилом на различных поверхностях имеет свои плюсы и минусы.

Основные преимущества и недостатки отражены в таблице:

Основа Преимущества Недостатки
Холст
  • можно выбрать как грунтованный материал, так и без грунта;
  • подходит для начинающих;
  • недорогой материал.
При наличии необработанного полотна потребуется умение правильного наложения грунта.
Картон, толстая бумага для акварели
  • готов к работе сразу, не требует грунтования;
  • имеет хорошую текстуру;
  • недорогой материал.
  • нужно закреплять основу на планшете скотчем;
  • если краски разведены излишне жидко или бумага слишком тонкая, основа начнет деформироваться.
Дерево, фанера
  • подчеркивает структуру древесины;
  • акрил устойчив к внешним факторам, поэтому покрытие служит долго;
  • краска служит защитным слоем для древесины.
  • требует предварительной подготовки в виде нанесения грунтовки и ошкуривания;
  • работы можно начинать спустя сутки;
  • дорогой материал.
СтеклоХрупкий материал, при работе требуется осторожностьИмеет высокую стоимость

Краски из акрила являются гипоаллергенным и экологичным материалом, не вредят живым организмам, не выделяют резкого запаха.

Материалы и инструменты для рисования акриловыми красками

Чтобы начать применять акриловые краски, следует подготовить для работы определенные материалы и инструменты. Делать это нужно заранее, чтобы во время рисования не отвлекаться на поиски нужного предмета. Кроме того, нужно определиться, в какой технике хочется работать, а в соответствии с этим приготовить нужные аксессуары.

Как подготовить холст для рисования акрилом. Акриловые краски для рисования. Как пользоваться на холсте, ткани, стенах

Основа для рисования акрилом

Акриловые краски для рисования, пользоваться которыми сможет даже новичок, имеют определенную специфику применения на различных поверхностях, поэтому перед началом работ нужно определиться, какая основа нужна в каждом конкретном случае.

Как подготовить холст для рисования акрилом. Акриловые краски для рисования. Как пользоваться на холсте, ткани, стенах

Основания, которые чаще всего используются для рисования акрилом, представлены в таблице:

Основа Описание Нюансы использования
ХолстСамый простой вариант, отлично подойдет для начинающих. Изготавливается изо льна и хлопка. Может продаваться как в готовом виде – на подрамнике различных размеров, так и просто в рулонах, как обыкновенная ткань.Материал может продаваться грунтованный либо без покрытия. Во втором случае перед началом работ холст следует покрыть грунтом и дождаться высыхания слоя.
Картон, толстая бумага для акварелиПодойдет для работы в акварельном стиле, когда акрил разводится водой с целью получения желаемого эффекта, не требует грунтования, имеет шершавую плотную текстуру.Материал по стоимости – дешевле холста, но выбирать нужно именно толстую бумагу, так как тонкая деформируется от воды во время работы. Текстурированную бумагу требуется сначала приклеить к деревянной основе, затем шпателем выгнать воздух и дать высохнуть.
Дерево, фанераДля работы требует грунтованияГрунт наносится несколькими слоями, после чего просушивается в течение суток.
СтеклоИспользуется преимущественно для витражной живописиВ качестве подготовки к работе требуется мытье и просушивание.

Малярный скотч

Малярный скотч применяется при рисовании для четкого разграничения красочных слоев и получения идеально ровных линий.

Как подготовить холст для рисования акрилом. Акриловые краски для рисования. Как пользоваться на холсте, ткани, стенах

Наклеивается материал прижиманием непосредственно на уже высохший слой краски или на холст так, чтобы под него не могла затечь краска. Удалять скотч нужно аккуратно и после полного высыхания краски. Также скотч можно использовать для закрепления листа основы на планшете или получения по краю рисунка рамки после снятия материала.

Мольберт или планшет

Мольберт – это специальное приспособления для удобства в работе, на котором располагаются негибкие основания для живописи – фанерные, деревянные или холст на подрамнике. Планшет служит для закрепления на нем бумажной или картонной основы.

Художественные кисти и мастихин для акрила

Для получения на рисунке разнообразных визуальных эффектов в арсенале требуется иметь до 10 художественных кистей различной формы и толщины ворса.

    Как подготовить холст для рисования акрилом. Акриловые краски для рисования. Как пользоваться на холсте, ткани, стенах

Смазка для холста. Растительные клеи

К растительным клеям относятся мука, крахмал, декстрин , их получают из картофеля, пшеницы и других злаковых.

В живописи из многочисленных видов клея растительного происхождения употребляется главным образом крахмал – картофельный, пшеничный, а также пшеничная мука.

Растительный клей в западноевропейской живописи использовали при изготовлении грунтов живописцы XVI–XVII вв. Смесью из просеянной муки и животного клея замазывали отверстия холста редкого плетения. Из тонко смолотой пшеничной муки варили клейстер, смешивали его с льняным или ореховым маслом и добавляли свинцовые белила, таким образом приготовляя грунтовочную массу для холста.

Русские живописцы XVI и середины XVII в. иногда готовили холст под масляную живопись проклеенным клейстером, сваренным из пшеничной муки. Способ приготовления клея из муки или крахмала, который принято называть клей стером, таков. Крахмал или мука высыпается в определенное количество воды и тщательно перемешивается, чтобы не образовалось комков. После этого сосуд ставится на огонь, а полученная масса помешивается, причем держится на огне до тех пор, пока мука или крахмал не обратятся в клейстер. Клейстер после охлаждения студенится, особенно если он в горячем состоянии густ, что следует учитывать при работе с ним. Употреблять в дело лучше всего только что сваренный клейстер, так как на другой день он уже начинает выделять из себя воду и качество клейстера снижается.

В настоящее время не применяются грунты, которые содержат муку или мучной клейстер, так как они обладают гигроскопичностью, легко поглощают влагу, быстро отсыревают и загнивают, а также поражаются вредителями.

Подготовка холста.

Буквально пару дней назад на «Нашем Радио» ведущая задала вопрос слушателям: «Чему вы мечтаете научиться?» Ответы из своего блога она зачитывала самые разнообразные… одним из них был — «Хочу научиться писать маслом».

Масляная живопись широко распространена, и многие знаменитые художники писали свои работы именно маслом. Конечно, нельзя научиться работать масляными красками за один день, это усердный и кропотливый труд. Но результат не заставит себя ждать.

Приведу несколько практических советов начинающим художникам, как писать маслом.

Начнем с подготовки холста .
Масляная живопись основана на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества. Материал, на котором выполняется работа, называется основанием. Маслом лучше всего писать на холсте. Он должен приятно пружинить под кистью, позволяя наносить выразительные мазки, писать энергично. Холст должен быть льняным или пеньковым. Как показывает опыт, хлопчатобумажные, вискозные и прочие ткани непригодны.

Зернистая фактура холста очень удобна для живописи. Для учебных работ следует выбирать холст с нитями средней толщины, а для больших картин — крупнозернистый. Некоторые художники предпочитают брать за основание мешковину. Но на ней лучше писать крупноформатные этюды и картины, так как она имеет выраженную рельефную фактуру. Следует выбирать не очень разреженную мешковину, без помарок и выстиранную.

Хорошо иметь небольшой запас разных типов холста, чтобы с самого начала занятий живописью изучить возможности каждого материала.

Ну вот, холст приобретен. Теперь необходимо позаботиться о подрамнике .
Главное назначение подрамника — держать холст в натянутом состоянии. Свои свойства холст проявляет только тогда, когда он правильно натянут, не коробится, не теряет упругости во время работы.

Холст натягивают на подрамники, изготовленные со скосом, направленным внутрь подрамника под углом 5−7 градусов. Иначе холст деформируется, и слой нанесенной краски со временем трескается. Если у подрамника не будет скосов, то клей и грунт могут проникнуть на оборотную сторону холста, чего допускать нельзя.

Когда краски высохнут, готовую работу можно снять, а на освободившийся подрамник снова натянуть основание.

Следующий этап — проклейка холста .
Для живописи готовят хорошо натянутый холст. Проклейка закрывает все поры холста — во-первых, чтобы предохранить его от вредного воздействия масла, а во-вторых, чтобы слои грунта и краски не проникли на изнаночную сторону.

Для проклейки заранее готовят жидкий столярный клей и остужают его. Студенистым клеевым раствором легче закрывать поры. Такой раствор наносят широкой кистью или щеткой на холст. Важно, чтобы поры закрывались, а нити были покрыты самым тонким слоем.

После проклейки холст следует просушить при обычной комнатной температуре в хорошо проветриваемом помещении. Затем его поверхность, на которой бугрятся некоторые утолщения нитей после проклейки, надо протереть куском пемзы. Необходимо шлифовать легко, осторожно, чтобы не повредить зернистую фактуру. Сдув порошок пемзы, оставшейся между нитями, можно сделать повторную проклейку.

Итак, если все поры холста закрыты, фактура его сохранена, клеевой слой при сгибе не трескается, можно считать проклейку удачной.

Проверив качество проклейки, переходят к грунтовке .
Грунт — это связующее звено между холстом и красками, писать на незагрунтованном холсте масляными красками нельзя. Если грунт приготовлен плохо, по нему трудно писать кистью — краски будут тускнеть, на картине появятся матовые пятна. Важно, чтобы грунт был белым, без полос и пятен.

Рецептов и видов грунтов существует много: эмульсионный, полумасляный, масляный. Знание всех свойств различных видов грунтов приобретается с практикой. Рекомендуют на этапе обучения живописи пробовать разные способы грунтовки холста.

Конечно, холст — лучшее основание под живопись маслом . Но допустимо и использование других материалов — картона, бумаги (ватмана), и даже стекла и фанеры.

Проклейка холста для живописи. совет по проклейке холста

NikeM

Сообщение от Konstantinus

…когда в первый раз (лет 20 назад) решил постирать холст, причем совершенно новый, из магазина….я 3 раза воду менял…

Да я разве ж спорю? Сам стиркой не заморачивался, поскольку лениво, но как-то и с особыми проблемами не сталкивался. Может потому, что холсты, в основном, были не художественные, а, так сказать, бытовые, типа, бортовки, а может просто повезло. Но если постоянно грунтовать самому, то прокрутить холст в стиральной машинке, пожалуй, стоит. Возможно даже в горячей воде, что бы он не только прополоскался, но и подсел. Лишним не будет.
Но, готовый таки удобнее, хотя и с ним расслабляться не стоит – китайское качество особой стабильностью не отличается.


11:17

Владимир Рогов

Сообщение от Konstantinus

я, когда в первый раз (лет 20 назад) решил постирать холст, причем совершенно новый, из магазина….я 3 раза воду менял!!! Столько грязи и парафина оттуда вышло…Стирать конечно не в порошках всяких, а просто в машине, холодной водой. После просушки-все получилось как по книге. И клей был тот же и грунт студенческий (типа сделай сам)-все улеглось с первого раза.

хех, мог бы и не стирать, и так бы все улеглось с первого раза.
А холсты с добавками хлопка или синтетики …да, не оч есть хорошо

Сообщение от Konstantinus

Так что самый удобный способ-это готовый холст. :-)))

Да, удобно )))
Вот только никто не знает, как он будет выглядеть лет через 10-20


12:36

Konstantinus

Сообщение от NikeM

Может потому, что холсты, в основном, были не художественные, а, так сказать, бытовые, типа, бортовки, а может просто повезло.

Да, мне один тока раз повезло с китайским холстом…не знаю для чего он был. Но грубый, хорошего плетения….содержимое там конечно я не разбирал, мож вообще из ядерных остатков был сделан, но важно то, что я получил полнейшее удовольствие работая на нём… Кстати, Коля, в горячей или теплой не рекомендуют (это я услышал где то и когда то-так и засело в башке) из за присутствия там парафина. В теплой воде он якобы прилипает к нитям тем самым еще больше создавая проблему…А холодная вода-его разбивает комочками…ну ты знаешь…
Готовые которые китайские-НЕ покупаю. Уже было дело, видел…Вроде бельгийский и голландский-ведут себя просто бесприкословно, но там уже другая тема, другая цена и другое всё. Конечно, такими на все и всё и навсегда не запасешься.
В последнее время глаз на мешковину как то ложится…как что-нибудь получится-выложу.

Чем смазывать холст перед рисованием. Как загрунтовать холст и подготовить к живописи маслом

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка. 11

В этой статье, речь пойдет о том, как загрунтовать, и тем самым подготовить холст или картон для живописи маслом.
Недавно, я встретил одного знакомого, самобытного художника. Он пишет свои картины, в основном, на готовых, покупных холстах.
И тут у меня спрашивает: а, как и чем можно загрунтовать холст? Сначала, этот вопрос меня удивил. Ведь о том, как загрунтовать холст, существует много художественных книг. Где все расписано и разжевано. Сотни рецептов. И вдруг такой вопрос! Поискав, в интернете, ответ на этот вопрос, пришел к выводу, что эта тема интересует многих, начинающих художников. Покупные холсты, стоят прилично. А для начинающих художников, это все ж накладно.
Итак, начнем, небольшой мастер класс, по подготовке холста.

Для обучения подойдут, полотна самодельного производства. По характеристикам, не уступающим фабричным, а где-то, и превосходящих их. Но то, что это будет дещевле- факт.

Самый простой, но не самый удачный вариант- покрыть натянутый холст клеем
ПВА, немного разведенным водой, в несколько слоев.
Этот способ покрытия холста, более подойдет для этюдов или эскизных работ.

А теперь, перейду к рассказу, о нормальном способе грунтовки холста.

Возьмем готовый подрамник с уже натянутым холстом (для ученических работ или этюдов, вместо холста можно использовать бортовку, двунитку или даже мелкую мешковину). Теперь, нам нужно взять, обычный пищевой желатин. Он продается, в любом продуктовом магазине. Думаю, найти его, для Вас не составит большого труда.
Насыпаем желатин в стакан, хватит половины чайной ложечки, а затем заливаем холодной водой, и даем желатину набухнуть.
Обычно, я делаю эту процедуру вечером, тогда за ночь, желатин успевает набухнуть.

Небольшое отступление. Желатин попадается разный. Бывает прозрачный желатин, его запариваешь, а он как вода, не густеет и не превращается в желе. Такого желатина надо больше класть в стакан. Одну- полторы чайные ложки. Вычисляется, только на практике.
Желательно покупать, желтый насыщенный желатин. И получать желе при комнатной температуре.

Далее, берем кастрюльку, наполовину заполненную водой, и ставим ее подогреваться на огонь. В это время, переливаем воду с желатином из стакана, в какую - нибудь баночку с ручкой. Чтобы было удобно, держать, эту самую баночку над кастрюлькой.
Ждем, чтобы вода в кастрюльке закипела. Теперь, опускаем нашу баночку в кастрюльку с кипящей водой, придерживая за ручку. Следим за тем, чтобы вода из кастрюльки, не попала в баночку с желатином. После того, как желатин раствориться и снизу баночки, начнут подниматься пузырьки, выньте ее с желатином из кастрюльки и поставьте остужаться.

После того, как желатин остыл и принял студнеобразную форму, берем шпатель или линейку, и втирающими движениями, вгоняем, втираем, желатин сначала в дырки холста.
После этого, промажем весь холст, и даем ему полностью просохнуть.

После полной просушки, просмотрите весь холст и убедитесь, что все отверстия заполнены. Далее, повторяем процедуру еще раз. После второго раза, все отверстия заполнятся. Промазка желатином, нужна для того, чтобы защитить сам холст от красок, и воздействия лаков на материалы холста.
После второй просушки, можно приступать нанесению грунтовки.

Однажды, вместо грунтовки, использовал белую фасадную краску. Она имеет белоснежный цвет и пластична на холсте, после просушки.
Разводим фасадку, до состояния жидкой сметаны, и простой щетинной кистью, нужного размера, красим весь холст, уже прогрунтованного на два слоя желатином.
Можно сделать и цветной холст, просто добавляем в краску колер. ( краситель нужного цвета).
Эту процедуру, так же выполняем в два слоя. С полными просушками.

И последнее, завершающее действие. Возьмем прозрачную фасадную глубинную пропитку. И пройдемся щетинной кистью, пропитывая уже загрунтованный и высохший холст. Это придаст холсту дополнительный защитный слой. И при будущем письме масляными красками, холст не будет вытягивать масло из красок.
Теперь, дайте холсту выстояться. Старые мастера, выдерживали холсты после
грунтовки по 6 месяцев и более. А Вы сами смотрите. При новых технологиях, все процессы ускоряются. Но дать, на полную просушку 2-7дней, стоит.

Вот и все, холст готов. Смело приступайте к работе с ним.
Такими холстами я пользуюсь сам, вот уже более 10 лет.

P.S
Вчера на одном сайте мне попалась заметка,похожая на мою.
Там один художник советует, в желатин добавить мел или сухие цинковые белила.
Это и будет грунтовка. Да это старая технология.
Я предлагаю вам сделать небольшой эксперимент. Возьмите 3 подрамника с натянутыми холстами.
И загрунтуйте их тремя разными способами. Приведенными выше. И почувствуйте разницу.

Чем заменить грунт для холста. Зачем качественный грунт

Как подготовить холст для живописи маслом самостоятельно. Проклейка. 12

Выбрав с большой тщательностью средства для живописи, нужно знать также, на чем писать: качество холстов, досок и т. п. имеет очень важное значение.
Каждая картина состоит из трех совершенно различных элементов.
1. Основа или материал, на котором написана картина, т. е. доска, холст, камень, бумага и т. п.
2. Грунт, которым покрыта эта основа.
3. Живопись, образующая последовательный ряд слоев краски, положенной на грунт.
Если живопись исполнена в плохих условиях и сама в себе содержит источник будущих разрушений, то, конечно, картину не спасут ни хорошая основа, ни прочная грунтовка, и, наоборот, совершенно достаточно недоброкачественности этих двух факторов, чтобы испортить самую прочную живопись. Естественно, основа для картины должна выбираться самая лучшая; кроме того, ее можно еще защищать от атмосферных влияний, покрывая сзади лаком и с боков специальной замазкой .
Если, несмотря на это, основа разрушится, реставратор может перенести картину на новый холст или доску, для чего очень важно, чтобы грунт хорошо сохранился. Убедиться в этом не трудно, исследуя старые триптихи (складни), где все три деревянные створки написаны на одинаковых досках, из того же дерева и с одинаковым грунтом, что дает прекрасный случай для сравнения. Почти всегда средняя доска, соприкасающаяся со стеной, оказывается сгнившей от сырости; боковые же створки, к которым открыт свободный доступ воздуха, сохранились.
Сравнивая живопись, мы видим, что при хороших грунтах она сохранилась одинаково на всех панно триптиха, между тем как при дурных грунтах живопись повреждена на сгнившем дереве и уцелела на боковых створках. Одним словом, прочность картины в значительной мере зависит от качества грунта. Недостаточно, чтобы он был только крепок, как сталь или алмаз, а необходимо еще, чтобы он не трескался и не превращался со временем в порошок, вместе с которым осыпется и живопись. Грунт, при своей прочности, должен быть достаточно эластичным и упругим, что позволило бы, при высыхании живописи, поддаваться происходящему при этом сжиманию слоев краски и вместе с тем обладать достаточной стойкостью, чтобы защищать ее от слишком резких движений основы. Кроме того, грунт должен впитывать излишек масла и лаков115 из живописи и задерживать все то, что могло бы проникнуть в живопись со стороны холста, дерева и т. п. Несмотря на всю важность грунтовки, ее часто не делают; в акварели или пастели она необязательна, но даже и в масляной живописи краски наносят иногда прямо на основу. В таком случае необходимо выбирать основу, удовлетворяющую тем требованиям, какие мы предъявляем к грунту, т. е. она должна слегка сжиматься и расширяться и не содержать кислот или других материалов, вредно влияющих на краски; поверхность ее должна быть мелкозернистая и с равномерной пористостью. Если такая основа сильно впитывает краски, хорошо сперва покрыть ее поверхность небольшим количеством лака-ретуше, лака для живописи или их смесью
Употребление деревянных досок сохранилось в Италии — до Рафаэля включительно, а в Нидерландах значительно дольше — до Рубенса.