Нужно ли покрывать лаком акриловую краску. Основные правила работы с лаком

Нужно ли покрывать лаком акриловую краску. Основные правила работы с лаком

  • Во время приобретения лака нужно обратить внимание на срок годности, который не должен быть больше 90 дней. При этом работа по нанесению будет проводиться легче.
  • Акриловая краска придает поверхности блеск, так как в её состав уже входит лак. Поэтому покрывать лаком акриловую краску необязательно, но можно создать дополнительную защиту.
  • Перед основной работой, необходимо проверить, чтобы краска полностью высохла. На поверхности не должно быть пыли, грязи или другого мусора. Если работа по очистке поверхности выполняется незадолго после нанесения краски, то не следует сильно тереть участки. При этом не используют грубые материалы, например тряпки или губки.
  • Лак нельзя наносить на чистую поверхность, её обрабатывают грунтовкой, это помогает предотвратить растрескивание средства во время эксплуатации. Обработку лаком выполняют на полностью высохшую поверхность. 
  • Перед использованием лак нагревают до 50 градусов, для этого его помещают в литр кипятка. Такую температуру средство приобретает в течение пяти минут.
  • Покрывать поверхность лаком необходимо при хорошем освещении сверху, и с боковой части справа. Таким образом, более четко просматривается весь процесс выполнения работы. 
  • Для нанесения используют флейцевую кисть с широкой щетиной от 50 до 150 миллиметров. Это позволяет выполнить работу равномерно, и более качественно.
  • Когда небольшой участок будет покрыт лаком, выполняют располировку, то есть, по поверхности вертикально проводят сухой флейцевой кистью до прилипания. Когда кисть начнет прилипать, можно продолжить покрывать остальную поверхность.
  • Пока высыхает лак, на его поверхность не должна попадать пыль. Лак на основе акрила сохнет очень быстро. Если место слишком пыльное, его закрывают пленкой.
  • При выполнении работы с лаком и красками на основе акрила нет необходимости в средствах защиты, так как материалы не являются токсичными. 
  • Для нанесения красок используют кисть, валик или пульверизатор, поверхность должна окончательно высохнуть, только тогда наносят лак. 
  • При выборе лака, необходимо учитывать его соответствие с краской, то есть для акриловой краски используют средство на основе акрила, это дает возможность сделать поверхность более качественной, не изменяя основной цвет.

Лак для художественных акриловых красок. Лак для картин: покрывать или нет?

Никто не станет оспаривать тот факт, что Живопись одна из удивительных вещей, придуманных когда — либо человечеством! Она, как необычная красавица, трансформировалась и улучшалась, адаптируясь под разные эпохи времени.

Неудивительно, что любителей красок и кистей в мире становится все больше и больше, ведь техник и приемов нанесения красочных мазков огромное множество! Мыслитель и философ XVIII  века Иоганн Гете однажды сказал: «Живопись самое доступное и удобное из всех искусств». Разве не так?

Конечно почитателей традиционной масляной живописи больше, хотя в последнее время многие профессиональные художники отдают предпочтение новому Арт — искусству —  акриловой живописи . Но какую бы технику живописи вы не выбрали, по окончании работы, картину желательно защитить.

Живопись самое доступное и удобное из всех искусств

Отсюда вытекает куча мучительных вопросов: «Каким лаком покрыть картину?», «Подойдет ли акриловый лак для картин в масляной технике?», ну и пожалуй главный вопрос: «Покрывать ли картину лаком, стоит ли это делать?»

Если вы решили свою картину не покрывать защитной пленкой, то наверняка есть какая то причина. Возможно вы не любите чрезмерный блеск на картине или не любите видимые мазки от кисти или…  В принципе, можно бесконечно философствовать на тему покрывать картину или нет и найти кучу аргументов за и против.

Давайте в этой статье обсудим эти и другие вопросы, и решим, стоит ли покрывать картину лаком , в чем преимущества масляной живописи под лаковой пленкой.

Защита красочного слоя от внешних факторов

Лаковое покрытие живописи необходимо , прежде всего, для того, чтобы защитить картину от влаги, которая содержится в  воздухе, солнечных лучей и дыма. Кроме этого, лаковая пленка предохраняет живопись от механических повреждений, небольших царапин и потертостей.

А еще не забывайте, что на масляную живопись годами оседает пыль и делает краски тусклыми и невыразительными. И об этом не принято говорить, но масляные краски сохраняют следы жизнедеятельности мух, а это губительно воздействует на яркость красок.

Слой лака улучшает живописность картины, делает краски более яркими, выразительными и глубокими, выявляет мелкие детали, как бы придавая объемность изображению.

Но иногда можно слышать мнение современных художников, что покрытие лаком совсем не обязательно, что это как бы дань современной моде, любовь к глянцу.

Дескать, мои картины выглядят и так хорошо, краски сочные, в своей живописи я пользуюсь отличным «тройником», в состав которого входит лак. В этом есть доля истины, ведь мы знаем, что раньше состав масляных красок был совсем иным, они приготавливались в основном из пигмента и орехового масла, которое являлось растворителем. Поэтому живописцы обязательно покрывали картины лаком , чтобы живопись была более долговечной, а еще, чтобы выравнивались лессировки в многослойной живописи.

О том, что раньше вся живопись покрывалась лаком, могут с уверенностью сказать реставраторы, которые восстанавливают картины старых мастеров. Реставрация картин начинается с того, что удаляется старый пожелтевший лак, которым покрыто полотно.

Снятие старого лака со старинной картины

Ну а если почитать историю живописи, то можно узнать много интересного! Например, существуют письменные источники  VIII века, содержащие рецепты приготовления лака на основе льняного масла и нескольких природных смол. Этой смесью покрывались любые рисунки и даже резьба по дереву.

Гений своего времени Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» пишет о применении «вечного лака» для покрытия уже просохшего слоя красок. И даже делится составом ингредиентов с будущим поколением! Он рекомендовал использовать ореховое масло с янтарем или выдержанное ореховое масло на солнце до густоты. Думали все же о вечности картин старые мастера!

Секреты живописи старых мастеров

Причем, постоянно изобретали новые рецепты лаков, которые хранились в строжайшем секрете! А знаете ли вы, что живописцы хранили секреты своего ремесла не только по поводу изготовления красок и лаков, а также применение камеры-обскуры в живописи. В принципе, сегодня это уже не секрет, а в своем «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи упомянул и об этой чудо — оптике.

Сейчас все проще, выбор покрывных лаков для масляной и акриловой живописи огромный, не надо изобретать и выдумывать. Достаточно пойти в художественный магазин и купить подходящий лак, широкую кисть/ флейц и можно полакировать картину самому.

Как покрыть масляную картину лаком читайте ⇒ в статье-инструкции⇐   Там вы найдете ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Современные покрывные лаки для живописи изготавливаются на основе натуральной или синтетической смолы и растворителя. А теперь давайте разберемся, каким лаком лучше покрыть картину?  Как выбрать именно то, что сделает живопись более долговечной и защищенной?

Огромный выбор защитных лаков для картин

  • Самый распространенный и применяемый еще с 19 века лак для живописи на основе натуральной смолы — даммарный лак. Всем он хорош, этот лак: натуральный, сравнительно недорогой. Есть один недостаток: со временем лаковое покрытие приобретает слегка желтоватый оттенок. Но если картина написана в теплых тонах, этот нюанс может придать живописи благородство и аристократизм!
  •  Сегодня можно выбрать другой вариант — акриловый синтетический лак для картин . В зависимости от состава может быть акрил-фисташковый или акрил-стирольный. Хотя многие иностранные производители на этикетке пишут просто Acrylic varnish for paintings , уточняя только для какой живописи подходит. На фото выше я привела такой пример.

Покрытие картины акриловым лаком не дает желтизну, в результате получается восхитительная лаковая эластичная и прочная пленка. Цвет и яркость краски под акриловым лаком не меняется. Такое покрытие защитит картину от высокой влажности в помещении, потому что обладает отличной водостойкостью. Правда лак с резким запахов, так как на синтетических смолах.

Для защиты своих работ, в масляной, акриловой или смешанной технике, я пользуюсь акриловым универсальным лаком для картин. Но бывает так, что акриловую живопись лакирую лаком только для акриловой живописи, там состав иной и конечный результат тоже.

Кстати, многие художники считают, что выразить свою творческую натуру более интересно и Арт-истически можно именно в смешанной технике. Почитать об этой весьма интересной технике можно в отдельной статье⇐  

По внешним признакам покрывные лаки для картин тоже отличаются. Выпускаются отечественными и иностранными производителями глянцевыми и матовыми. Какой лучше выбрать?

Лак для художественных акриловых красок. Лак для картин: покрывать или нет?

Примеры глянцевого и матового лака для картин французского производителя

Все глянцевые и блестящие лаки дают блики – это минус для живописи, но они придают яркость и глубину краскам и это несомненный плюс!

Помеха бликов света из окна

Рассмотреть картину целиком трудно, если свет падает на нее, например из окна, но под определенным углом все таки получается. Если вы были в музеях или картинных галереях, то наверное обратили на это внимание.

На фото я пытаюсь «запечатлеть мгновение» возле старинной картины в стиле голландского натюрморта с пожелтевшим старым лаком. Картина большого размера из частной коллекции со временем потребует реставрации, а пока висит и украшает столовую комнату в доме.

Матовый лак для картин  также защищает картину, а кроме этого, делает живописную поверхность как бы бархатистой, велюровой. Если картина находится в помещении с ярким дневным освещением, рекомендуется выбирать покрывные лаки с УФ-фильтрами . Как правило, это качество указывается на упаковке. Фильтры предохраняют краски от выгорания и потускнения.

Разница между глянцем и матовым лаком

Есть еще сатиновые лаки , это что – то между матовым и глянцевым вариантом.  Если матовый  лак полностью без эффекта блеска, а глянцевый сильно блестит, то сатиновый  блестит в меру, чем и хорош! У русскоязычных производителей такой вариант мне не встречался.  К тому же, можно встретить описание, что как будто бы матовый и сатиновый одно и тоже. Поверьте, это не так, поэтому и названия у них разные!
Satin переводится как сатиновый, атласный или полу матовый. Покрытые картины сатиновым лаком становятся действительно как будто атласные на вид. Передать тонкость лаков по фото сложно, нужно видеть это воочию, чтобы почувствовать разницу.

Примеры сатинового/Satiné и глянцевого/Brillant лака французского производителя

На фото вверху я стрелочкой указала название лаков на французском языке, чтобы убедить вас в правдивости моих слов.
На заметку: Не рекомендуется покрывать картину залежавшимся в запасах лаком. Просроченный лак для картин может испортить живопись, он плохо сохнет или сохраняет надолго липкую поверхность, не высыхая до глянца, также может оставить видимость кисти на полотне.

Продвинутые художники иногда покрывают живопись медиумом, существуют такие уже готовые материалы, которые продаются в магазинах для творчества. Медиум гарантирует долговечность цвета, а также придает краскам объем и эффект рельефа. Конечно, для использования такой техники, необходимо быть полностью уверенным в своих способностях и знать методику.

Сегодня на рынке встречаются покрывные лаки в баллончиках. Особенно это удобно, если вы пишите рельефно или в смешанной технике. В свое время я попробовала и такой вариант нанесения защиты на поверхность холста. Расход лака получается больше, чем традиционным способом, зато ложится ровно, не создает подтеки и другие неприятности, например, вылезающий ворс из кисти.

Универсальный лак в баллончике для защиты картин

Друзья, надеюсь, мои небольшие советы помогут вам в творчестве и я развеяла некоторые сомнения по поводу, того, стоит ли покрывать картину лаком. Если таких аргументов за и против вам покажется не достаточно, то задайте их художникам реставраторам. Возможно их точка зрения будет убедительней!

На десерт: для тех, кто любит побродить по выставкам современного искусства, приглашаю это сделать вместе со мной на Лазурном берегу  во Франции в городе Канны. Ставьте лайк и не забудьте подписаться на мой канал, чтобы быть в курсе новостей.

Чтобы статья не затерялась в интернете среди множество других статей, просто сохраните ее в закладках, и она всегда будет у вас под рукой в нужный момент.

Можно ли наносить яхтный лак на акриловую краску. Таблица правильных сочетаний

Алкидное покрытие

Алкидную основу нельзя покрывать лакокрасочными материалами во время ее полимеризации — алкидная основа может вспучиться!
Наносить алкидное покрытие на алкидную основу нужно либо “мокрым по мокрому” ** , то есть сразу после высыхания основы “на отлип” (не позже, чем через 1,5 часа после нанесения основы), либо дождавшись полной полимеризации. * Не относится к нанесению на грунт!
При нанесении “мокрым по мокрому” адгезия наносимого слоя будет выше, чем при нанесении после полной полимеризации.

Алкидное покрытие можно наносить на акриловую основу ** , дождавшись высыхания основы “на отлип”. *
Также можно наносить покрытие и после полного высыхания основы.
Внимание! Не наносить на однокомпонентный акриловый грунт аклидно-уретановые покрытия, в частности, яхтный лак — основа может вспучиться.

Акриловое покрытие

Алкидную основу нельзя покрывать лакокрасочными материалами во время ее полимеризации— алкидная основа может вспучиться.
Наносить акриловое покрытие на алкидную основу нужно либо “мокрым по мокрому”, то есть сразу после высыхания основы “на отлип” (не позже, чем через 1,5 часа после нанесения основы), либо дождавшись полной полимеризации. *
При нанесении “мокрым по мокрому” адгезия наносимого слоя будет выше, чем при нанесении после полной полимеризации.

Акриловое покрытие можно наносить на акриловую основу, дождавшись высыхания основы “на отлип”. *
Также можно наносить покрытие и после полного высыхания основы.

Нужно ли покрывать лаком акриловую краску на авто. Свойства автомобильной акриловой краски

В основе этой краски лежат акриловые смолы, имеющие синтетическое происхождение. Используемые смолы обладают отличными эксплуатационными качествами. В частности, краски на акриловом связующем очень медленно стареют, практически не выгорают и выдерживают нагрев до 180°С.

Акриловые смолы термопластичны. Они инертны к кислотам, щелочам, воде и спирту. Не входят в реакцию с маслами, а также пигментами. Однако некоторые смолы растворяются в уайт-спирите.

Сами по себе акриловые смолы бесцветны. Из них производят лак, который также является основой для краски. Смешав лак с пигментом, получаем отличную краску, образующую после высыхания прочную полимерную пленку. Акриловый лак также используется и в качестве основы люминофорных красок.

Автомобильные краски на акриле представляют собой двухкомпонентные составы. Обычно отвердитель кладется в пропорции 1:4 или около того. Точная пропорция указывается на упаковке с краской. При приготовлении также используется специальный разбавитель, который добавляется в количестве 10-20% от совокупной массы смеси краски и отвердителя.

Детали, окрашенные акриловой краской, не требуют лакировки. Но при нанесении акрилового лака появляется эффект глубины, особенно, если это 2 или 3 слоя. Лаки на основе акриловых смол бывают двух видов жесткости.

Более мягкий лак имеет маркировку MS. Он легко поддается полировке, однако его, соответственно, и легче поцарапать. Жесткий лак с маркировкой HS более износоустойчив. Но его накладывают в один слой или в полтора слоя.

На заметку

Твердыми или мягкими могут быть не только лаки, но и сами акриловые краски. Твердые предпочтительнее, поскольку они более устойчивы к износу, хотя и полируются труднее.

Для регулировки консистенции акриловых красок используется специальный акриловый растворитель. Его также добавляют во избежание коагуляции (сгущения) краски до момента ее использования. В процессе высыхания акриловой краски, растворитель полностью улетучивается.

При работе с акрилом лучше использовать растворители (разбавители), рекомендуемые производителем. Чаще всего это состав той же фирмы, относящийся к, так называемой системе. В любом случае растворитель должен быть совместим с основой акриловой краски. Совместимость можно проверить опытным путем: при смешивании краска не должна сворачиваться, расслаиваться и менять цвет.

Нужно ли покрывать лаком акриловую краску на авто. Свойства автомобильной акриловой краски

Акриловые краски быстро сохнут. Это позволяет сократить до минимума время малярных работ. Между нанесениями базовых слоев достаточно выдержат перерыв в 5-10 минут, и можно наносить новый слой. При нанесении слоев по сырому, достигается наивысшая адгезия между ними. Время живучести краски, смешанной с отвердителем, указывается на упаковке (обычно до 7 часов).

На заметку

При температуре выше 20°С резко сокращается время полимеризации акриловой краски. Если в покрасочной холоднее, то состав дольше схватывается, и вероятность образования подтеков возрастает.

Несомненное преимущество акриловых красок еще и в том, что их оттенок намного меньше зависит от толщины базового слоя. У других автомобильных красок при неравномерном нанесении появляются заметные пятна. Акрил же можно наносить, не опасаясь дать где-либо большую толщину. В то же время не нужно забывать о подтеках, которые могут возникнуть при переливе.

Полезно также почитать: Выбор инструмента для качественной покраски автомобилей

Акриловые краски на сегодняшний день считаются оптимальными для покраски кузова автомобиля. Они обладают множеством достоинств, повышающих их эксплуатационные характеристики.

Можно ли покрыть акрил лаком для волос. Основные разновидности лаков по составу

Изучая этикетку (либо иную сопроводительную надпись) на упаковке емкости с лаком, можно почерпнуть массу полезных сведений о его компонентах и совместимости с краской. Формулы лаков и технологии их изготовления весьма разнообразны:

  • Масляные, на основе органических (натуральных либо синтетических) масел и смол. Лучше всего совместимы с поверхностями из дерева, этот материал хорошо впитывает масляные субстанции, обладают высокой твердостью после застывания. К сожалению, само застывание масляных лаков может длиться несколько суток;
  • Алкидные – выпускаются из алкидных смол и синтетических растворителей. По влагостойкости и сопротивлению износу лучше масляных, а сохнут немного быстрее. Обладают универсальными качествами – ими можно лакировать предметы интерьера и изделия, расположенные снаружи. Наносятся всеми известными способами – от миниатюрных кисточек до валиков и распылителей;
  • Акриловые – экологически чистые и абсолютно безопасные в пожарном отношении (выпускаются на водной основе). Полностью прозрачные акриловые лаки хорошо защищают любую деревянную поверхность и роспись акрила по штукатурке или гипсу, однако их долговечность зависит от стабильности микроклимата в помещении;
  • Нитролаки выгодны стремительным застыванием и достаточно «цепко» держатся на обрабатываемой поверхности . Недостатком нитролаков является токсичность и способность разъедать окрашенную основу, так что перед лакировкой нужно запастись респиратором и опробовать нитролак в незаметном месте, вдруг вместо глянцевого слоя образуются лохмотья из новой краски?
  • Полиуретановые – универсальные и удобные составы с высокой стойкостью к механическому, природному и химическому воздействию. Хорошо совместимы с различными материалами и красками. Из «минусов» полиуретановой лакировки можно отметить ее техническую сложность и дороговизну;
  • Эпоксидные. По эстетическим качествам уступают полиуретановым, по прочности сравнимы, а сохнут быстрее. Обычно используются для лакировки деревянных изделий в помещениях с высокой влажностью (ванны, сауны, бани, бассейны).

Чем закрепить акриловую краску. Как закрепить акриловые краски

Акриловые краски нашли широкое применение, например, их используют в росписи тканей. Батик – это удивительное искусство украшения ткани. Используя специальную технологию, мастера по батику на ткань наносят сочные, яркие рисунки. Из такой расписанной ткани изготавливают элементы декора или одежду. Модницам нравятся красивые цветовые переходы, которые возникают при росписи ткани.

Чем закрепить акриловую краску. Как закрепить акриловые краски

Инструкция

1

Сегодня современная промышленность для батика выпускает большое количество разнообразных красок и средств, но в основном для росписи используют акриловые краски на водной основе. Они очень хорошо смешиваются и создают красивые оттенки и переливы, а на ткань легко ложатся. Специальные резервы не позволяют краскам бесформенно расплыться, поэтому рисунок легко наносить.

2

Роспись акриловыми красками не терпит спешки и суеты. В начале работы внимательно прочитайте инструкцию, выдержите все интервалы при нанесении различных слоев, затем изделие хорошенько просушите и тщательно закрепите краски. Тогда ваше творение можно будет стирать, и оно будет вас очень долго радовать своей красотой. Чтобы акриловые краски не исчезли после стирки изделия, рисунок необходимо закрепить, подвергнуть термической обработке. Вначале готовое изделие тщательно просушите (на это может потребоваться до 10 суток). Закрепите краски. Для этого изделие прогладьте с изнанки утюгом или во время глажки используйте тонкую ткань. Установите регулятор утюга в режим для шерсти ли горячий режим. В течение двух минут тщательно прогладьте изделие, постоянно двигая утюгом. Не держите утюг на одном месте, чтобы не испортить ткань излишним нагревом. Процесс проглаживания, нагревания красок утюгом помогает пигментам и акриловым связующим соединиться с тканевыми волокнами.

3

Некоторые мастерицы для закрепления рисунка помещают готовое изделие для нагревания в духовку, пароварку или микроволновку. Если вы будете закреплять рисунок в духовке, то поместите ткань на чистый противень. Нагрейте духовку до 140 градусов и 10 -15 минут в ней подержите ваше изделие. Если вы использовали очень тонкий шелк, то покройте его бумагой для выпечки.

4

Можно краски закрепить и на паровой бане. Ткань, обработанная таким образом, не будет при стирке линять. После закрепления красок вы можете изделие уже использовать по назначению, но не стоит его сразу же стирать. Чем больше пройдет времени до стирки, тем краски будут держаться лучше. Если ваш батик будет использоваться как панно, то для закрепления просто используйте акриловый лак на водной основе.

Матовый лак для акриловой краски. Разновидности лаков по составу

В состав лаковой продукции изготовители добавляют различные компоненты, в зависимости от этого матовые растворы делятся на следующие категории :

  •  отвердевающие под воздействием ультрафиолета. К этой категории в основном относится матовый лак для мебели и прочих изделий из древесины. Преимуществами таких составов является не токсичность, оперативность высыхания и высокий показатель прочности. А их недостаток – нужно иметь специальное оборудование, чтобы такие лаки высушивать. Обычно эти растворы применяются на заводах и фабриках, изготавливающих мебель, довольно редко их используют в домашних условиях;
  •  акриловые. Эти лаки очень популярны в наше время среди потребителей. Распространенный лак акриловый матовый имеет высокий показатель прочности, он устойчив к влиянию растворителей, дает возможность в течение длительного срока сохранять изначальный оттенок, например, стен, мебели, или других изделий. Акриловые растворы можно наносить снаружи и внутри помещений, они являются не токсичными, экологически чистыми и безопасными для человека. Подходят эти лаки для защиты различных материалов, включая дерево, камень, и даже полимерную глину;
  •  нитроцеллюлозные. Эта разновидность является самой быстросохнущей. Чтобы наносить матовые нитроцеллюлозные смеси, не нужны какие-либо особенные инструменты. Их недостатком является плохая устойчивость к влажности и перепадам температур, поэтому чаще всего их применяют для внутренней обработки изделий. Обычно покраска матовым лаком на основе нитроцеллюлозы не выполняется для обработки пола или паркета, чаще всего данные растворы используются для защиты декоративных изделий и предметов;
  •  полиуретановые. Эти смеси очень долговечные и прочные, используются в отделочных работах, выполняемых на профессиональном уровне. Полиуретановый паркетный лак матовый – это один из лучших вариантов для обработки пола. При выборе такого состава необходимо внимательно отнестись к оттенку, так как спустя годы эксплуатации полиуретан может приобрести желтый оттенок. Если подбирается матовый лак для паркета, желательно сначала паркет покрасить в необходимый цвет, и после высыхания краски наносить матовый лаковый состав, без какого-либо оттенка.