Аэрозольный лак для акрила. Виды лака в баллончиках
- Аэрозольный лак для акрила. Виды лака в баллончиках
- Лак для акриловой краски по дереву. Особенности
- Лак для художественных акриловых красок. Смолы
- Лак для акрила по ткани. Акриловые лаки (глянцевые и матовые)
- Лак акрил-стирольный. Виды лаков для живописи
- Акриловый лак-спрей для картин. Лак для картин: покрывать или нет?
- Матовый лак для акриловой краски. Что это такое?
Аэрозольный лак для акрила. Виды лака в баллончиках
В большинстве своем, на рынке предлагаются лаки на водной основе. Среди них можно выделить два вида — полиуретановые и акриловые лаки, отличающиеся отсутствием ярко выраженного запаха, склонностью к быстрому высыханию, эластичностью и прочностью, экологичностью и пожаробезопасностью.
Несмотря на все достоинства, лаки-спреи на водной основе обладают и существенным недостатком – они мало влагоустойчивы. Полиуретановые лаки в большинстве своем используются для того, чтобы защитить покрытие и поверхности из дерева, металла или пластика от риска деформации.
Реализуется эта защитная функция полиуретановых лаков за счет того, что в их состав входят полиэфиры и диизоцианты, делающие данный вид лаков в баллончиках стойким к воздействию (физическому и химическому), эластичным и прочным.
Полиуретановые лаки в свою очередь делятся на два вида в зависимости от количества компонентов в составе и необходимости дополнительной подготовки материала к применению:
- Однокомпонентные – готовые для использования сразу после покупки, не требующие дополнительных манипуляций;
- Двухкомпонентные – предполагающие особую подготовку перед применением (смешивание утвердителя и лакокрасочной основы, причем необходимо грамотно рассчитать требуемое количество смеси, так как она трескает и желтеет при длительном хранении).
Акриловые лаки представляют собой тягучую, растворимую в воде жидкость без запаха. Ключевой элемент в составе – жидкий полимер (акриловая дисперсия). Как и полиуретановый лак, акриловый спрей отличается прочностью, благодаря чему он активно используется для лакировки, защиты и укрепления древесных поверхностей и изделий.
- Однако в банях и ваннах, выполненных в древесном декоре, использовать акриловые лаки не стоит, так как они мало устойчивы к воде.
- Тем не менее, акриловые краски являются самыми безопасными для людей, а также устойчивы к ультрафиолету.
- Именно за счет этого они долго сохраняются на поверхности при лакировке мебели.
- Помимо выше рассмотренных лаков в баллончиках, в основе своей имеющих воду, существует также и нитроцеллюлозный лак-спрей.
- Данный вид лаков в баллончиках в своем составе главными элементами имеет органические смеси, смолу.
Он отличается быстрыми темпами высыхания и безопасностью для человека. Может использоваться также для покрытия деревянной мебели. Часто применяется в декоративных целях. Например, для ремонта или декорирования автомобилей.
Лак для акриловой краски по дереву. Особенности
Акриловый лак имеет в составе дисперсионные и иные вещества, позволяющие не только обработать дерево равномерным слоем, но и защищающие его от некоторых вредных воздействий. Имеются в виду не только последствия жизнедеятельности микроорганизмов, но и всевозможные климатические влияния: повышенная сухость или влажность воздуха, например. Сам по себе такой лак имеет текстуру густой сметаны, однако он более вязкий. Классический цвет – нежный молочный.
Средство имеет множество достоинств, в числе которых следующие.
- Безопасность. В составе акриловых лаков нет токсичных элементов. Некоторыми из них можно даже красить посуду.
- Долговечность. Качественные лаки не сильно стираются со временем, надежно защищая деревянные поверхности в течение многих лет.
- Экологическая чистота. Не сказать, чтобы все элементы, входящие в лак, были природными, но он разлагается и при этом не вредит окружающей среде.
- Практическое удобство. За лаковыми поверхностями легко ухаживать, особенно если они отличаются повышенными прочностными характеристиками.
- Высокая функциональность. Лаки применяются для выполнения различных покрытий по дереву, начиная с покраски элементов посуды и заканчивая обработкой террас и беседок.
- Эстетическая привлекательность. Дерево, покрытое акриловыми лакокрасочными материалами, выглядит презентабельно. Цвет и текстура его углубляются, текстура проступает четче
- Эргономичность. Имеется в виду достижение оптимальных характеристик при малом расходе материала. Например, нанеся лишь два слоя, можно ограничиться только ими, поскольку дерево уже будет выглядеть хорошо.
- Высокая эластичность. Застывая, лак образует защитную пленку, снять которую в дальнейшем невозможно.
- Высокие прочностные характеристики. Даже при высоком уровне нагрузки лаковое покрытие никогда не сотрется полностью.
Лак для художественных акриловых красок. Смолы
Необходимой составной частью лаков являются смолы. Они оказывают существенное влияние на характер физико-химических процессов, совершающихся при образовании лаковой пленки, а также красочного слоя (в случае вхождения смолы или лака в связующее красок).
У растений, главным образом хвойных, при естественном или искусственном повреждении коры выделяется жидкость, которая со временем под воздействием света и воздуха превращается в смолообразующие вещества различного вида и твердости. Смолы по химическому составу представляют собой сложные вещества, состоящие из соединений углерода, водорода и кислорода, и содержат в основном свободные смоляные кислоты, смоляные спирты – сложные эфиры, неомыляющиеся соединения-резены, относящиеся к нейтральным соединениям и (в некоторых смолах) красящие вещества.
Естественные смолы делятся на твердые и мягкие . К первым относятся янтарь, копал , ко вторым – даммара, мастикс, фисташковая . Из смол, вырабатываемых искусственным путем, можно назвать акриловую .
Янтарь является наиболее древней ископаемой смолой старейших хвойных деревьев. Его находят на берегах Балтийского моря, Днепра, Немана, Вислы, на Сахалине и в других местах.
Лучшие сорта янтаря относятся к самым твердым смолам. Различные виды янтаря начинают плавиться при разной температуре, от 250 до 300 °C и выше, цвет имеют от светло-желтого до темного, бывают они прозрачными и мутными. Янтарь в натуральном виде не растворим в маслах, а также в растворителях. В России стал использоваться с XVII в.
Копал – также ископаемая смола, применяемая в живописи с XVII в., в зависимости от местонахождения встречается разной твердости. Наиболее твердой смолой считается копал занзибарский (Восточная Африка); к наиболее мягким видам относятся копал каури и манильский (Новая Зеландия, Австралия), а также получаемые с ныне растущих деревьев. В СССР копалы имелись в Закавказье и на Дальнем Востоке. Следует отметить, что копалы, добываемые с растений, уступают по качеству ископаемым.
Копалы бывают светлого и темного желтого цвета, а также коричневого. В маслах копалы в натуральном виде не растворимы. Они также не растворимы и в растворителях. Исключение составляют мальтийский и каури, которые растворяются в винном спирте и при нагревании в масле. Твердые копалы плавятся при температуре 300 °C, мягкие копалы – при 130–180 °C.
Даммара стала применяться в живописи только со второй половины XIX в. Получается она из растений, растущих в Индонезии и некоторых других местах. Лучшие сорта даммары бесцветны и легко растворяются в скипидаре и в нагретом масле, в спирте – только определенная часть смолы. Плавится даммара при температуре 80–100 °C.
Мастикс (мастика) используется художниками с XVII в. Добывается этот вид смолы из растений, произрастающих в Греции, Афганистане, Африке, по цвету бывает более светлым и темным, поэтому перед использованием сортируется. Плавится мастикс при температуре около 100 °C, растворяется легко в растворителях и при нагревании в масле. Растворы даммары и мастикс дают очень эластичные пленки.
Фисташковая смола очень похожа по своим свойствам на мастикс. Дикорастущие фисташковые деревья встречаются в Средней Азии, Азербайджане, Грузии, Крыму, в Средиземноморье и других местах юга Европы. Плавится фисташковая смола при 60–70 °C, хорошо растворяется в растворителях и в масле при нагревании.
Искусственные смолы, получаемые синтетическим путем, бесцветны, обладают очень большой эластичностью. Из многих видов искусственных смол наиболее часто применяется в настоящее время для изготовления лака акриловая смола. Акриловая смола относится к сополимерам – высокомолекулярным сложным соединениям и является продуктом полимеризации акриловой и метакриловой кислот и их производных. Эта смола бесцветна, прочна и эластична. Ленинградский завод художественных красок выпускает акрил-фисташковый лак , представляющий собой раствор фисташковой и акриловой смол в скипидаре. Этот лак неплохо зарекомендовал себя в живописи.
Лак для акрила по ткани. Акриловые лаки (глянцевые и матовые)
Акриловый лак – наиболее популярный и востребованный у рукодельниц вид покрытия. Чаще всего в продаже можно встретить акриловые лаки на водной основе, но для масляной живописи может использоваться лак на основе скипидара.
В основе состава лежит бесцветная неокрашенная акриловая смола с добавлением различных стабилизаторов и загустителей.
Акриловый лак обладает множеством преимуществ. Данный вид лака можно отнести к числу универсальных по многим показателям. В первую очередь, его можно использовать для покрытия поверхностей из различных материалов: дерева, гипса, камня, стекла, керамики, картона и др. А также он используется не только как финишное покрытие, но и отлично смешивается с водоразбавляемыми красками (гуашь, темперные, акриловые), придавая им большую насыщенность цвета. При добавлении в гуашевые краски дополнительно придаёт ей устойчивость к истиранию.
После высыхания лак становится водонерастворимым, что позволяет очищать поверхность изделия при помощи водных растворов. Акриловый лак может наноситься как грунтовое покрытие на самых различных материалах подложки. Гипсовая поверхность после нанесения на неё грунта в виде акрилового лака существенно меньше осыпается, а текстильной подложке он придает дополнительную жесткость.
Распространено применение акрилового лака как связующего звена для самостоятельного приготовления красок, он придает им глубину цвета и шелковистый глянец.
Акриловый лак незаменим в декупаже. Он активно используется как финишное покрытие различных декоративных изделий: шкатулок, часов, панно, зеркал, статуэток и фоторамок. Акриловый лак отлично подходит для перелакировки цветных покрытий, а также позволяет смягчить границы переходов, защитить промежуточные слои изделия.
Лак уже готов к применению, дополнительно разбавлять его не нужно. Однако, если лак загустел, то его можно «оживить» просто добавив немного воды. Также опытные мастерицы советуют для нанесения первого слоя лака делать его как можно более жидким, а последующие слои уже погуще.
Главным недостатком данного вида лака является то, что для его нормальной кристаллизации, необходимо во время всего периода его высыхания поддерживать влажность воздуха не менее 50%, что весьма проблемно осуществить в зимний период.
Подведем итог, акриловый лак – водорастворимый, практически не имеет запаха, не горит, после высыхания становится абсолютно прозрачным, со временем не желтеет, может использоваться практически на всех материалах. Экологически чистый материал. Бывает трех видов – глянцевый, матовый и полуматовый (сатиновый). Для нанесения используют синтетические кисти или валики. Производители предлагают также лак в виде аэрозоля, использование которого позволяет добиться более равномерного покрытия, без следов от кисти.
Лак акрил-стирольный. Виды лаков для живописи
Среди современных лаков выделяют : даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.
Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.
Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.
Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.
Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.
Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.
При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков - не более трех.
Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.
Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается "защита" от пожухания.
Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.
Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической "защиты" данный лак позволяет сохранить сочность цвета.
Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла).
Акриловый лак-спрей для картин. Лак для картин: покрывать или нет?
Никто не станет оспаривать тот факт, что Живопись одна из удивительных вещей, придуманных когда — либо человечеством! Она, как необычная красавица, трансформировалась и улучшалась, адаптируясь под разные эпохи времени.
Неудивительно, что любителей красок и кистей в мире становится все больше и больше, ведь техник и приемов нанесения красочных мазков огромное множество! Мыслитель и философ XVIII века Иоганн Гете однажды сказал: «Живопись самое доступное и удобное из всех искусств». Разве не так?
Конечно почитателей традиционной масляной живописи больше, хотя в последнее время многие профессиональные художники отдают предпочтение новому Арт — искусству — акриловой живописи . Но какую бы технику живописи вы не выбрали, по окончании работы, картину желательно защитить.
Живопись самое доступное и удобное из всех искусств
Отсюда вытекает куча мучительных вопросов: «Каким лаком покрыть картину?», «Подойдет ли акриловый лак для картин в масляной технике?», ну и пожалуй главный вопрос: «Покрывать ли картину лаком, стоит ли это делать?»
Если вы решили свою картину не покрывать защитной пленкой, то наверняка есть какая то причина. Возможно вы не любите чрезмерный блеск на картине или не любите видимые мазки от кисти или… В принципе, можно бесконечно философствовать на тему покрывать картину или нет и найти кучу аргументов за и против.
Давайте в этой статье обсудим эти и другие вопросы, и решим, стоит ли покрывать картину лаком , в чем преимущества масляной живописи под лаковой пленкой.
Защита красочного слоя от внешних факторов
Лаковое покрытие живописи необходимо , прежде всего, для того, чтобы защитить картину от влаги, которая содержится в воздухе, солнечных лучей и дыма. Кроме этого, лаковая пленка предохраняет живопись от механических повреждений, небольших царапин и потертостей.
А еще не забывайте, что на масляную живопись годами оседает пыль и делает краски тусклыми и невыразительными. И об этом не принято говорить, но масляные краски сохраняют следы жизнедеятельности мух, а это губительно воздействует на яркость красок.
Слой лака улучшает живописность картины, делает краски более яркими, выразительными и глубокими, выявляет мелкие детали, как бы придавая объемность изображению.
Но иногда можно слышать мнение современных художников, что покрытие лаком совсем не обязательно, что это как бы дань современной моде, любовь к глянцу.
Дескать, мои картины выглядят и так хорошо, краски сочные, в своей живописи я пользуюсь отличным «тройником», в состав которого входит лак. В этом есть доля истины, ведь мы знаем, что раньше состав масляных красок был совсем иным, они приготавливались в основном из пигмента и орехового масла, которое являлось растворителем. Поэтому живописцы обязательно покрывали картины лаком , чтобы живопись была более долговечной, а еще, чтобы выравнивались лессировки в многослойной живописи.
О том, что раньше вся живопись покрывалась лаком, могут с уверенностью сказать реставраторы, которые восстанавливают картины старых мастеров. Реставрация картин начинается с того, что удаляется старый пожелтевший лак, которым покрыто полотно.
Снятие старого лака со старинной картины
Ну а если почитать историю живописи, то можно узнать много интересного! Например, существуют письменные источники VIII века, содержащие рецепты приготовления лака на основе льняного масла и нескольких природных смол. Этой смесью покрывались любые рисунки и даже резьба по дереву.
Гений своего времени Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» пишет о применении «вечного лака» для покрытия уже просохшего слоя красок. И даже делится составом ингредиентов с будущим поколением! Он рекомендовал использовать ореховое масло с янтарем или выдержанное ореховое масло на солнце до густоты. Думали все же о вечности картин старые мастера!
Секреты живописи старых мастеров
Причем, постоянно изобретали новые рецепты лаков, которые хранились в строжайшем секрете! А знаете ли вы, что живописцы хранили секреты своего ремесла не только по поводу изготовления красок и лаков, а также применение камеры-обскуры в живописи. В принципе, сегодня это уже не секрет, а в своем «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи упомянул и об этой чудо — оптике.
Сейчас все проще, выбор покрывных лаков для масляной и акриловой живописи огромный, не надо изобретать и выдумывать. Достаточно пойти в художественный магазин и купить подходящий лак, широкую кисть/ флейц и можно полакировать картину самому.
Как покрыть масляную картину лаком читайте ⇒ в статье-инструкции⇐ Там вы найдете ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.
Современные покрывные лаки для живописи изготавливаются на основе натуральной или синтетической смолы и растворителя. А теперь давайте разберемся, каким лаком лучше покрыть картину? Как выбрать именно то, что сделает живопись более долговечной и защищенной?
Огромный выбор защитных лаков для картин
- Самый распространенный и применяемый еще с 19 века лак для живописи на основе натуральной смолы — даммарный лак. Всем он хорош, этот лак: натуральный, сравнительно недорогой. Есть один недостаток: со временем лаковое покрытие приобретает слегка желтоватый оттенок. Но если картина написана в теплых тонах, этот нюанс может придать живописи благородство и аристократизм!
- Сегодня можно выбрать другой вариант — акриловый синтетический лак для картин . В зависимости от состава может быть акрил-фисташковый или акрил-стирольный. Хотя многие иностранные производители на этикетке пишут просто Acrylic varnish for paintings , уточняя только для какой живописи подходит. На фото выше я привела такой пример.
Покрытие картины акриловым лаком не дает желтизну, в результате получается восхитительная лаковая эластичная и прочная пленка. Цвет и яркость краски под акриловым лаком не меняется. Такое покрытие защитит картину от высокой влажности в помещении, потому что обладает отличной водостойкостью. Правда лак с резким запахов, так как на синтетических смолах.
Для защиты своих работ, в масляной, акриловой или смешанной технике, я пользуюсь акриловым универсальным лаком для картин. Но бывает так, что акриловую живопись лакирую лаком только для акриловой живописи, там состав иной и конечный результат тоже.
Кстати, многие художники считают, что выразить свою творческую натуру более интересно и Арт-истически можно именно в смешанной технике. Почитать об этой весьма интересной технике можно в отдельной статье⇐
По внешним признакам покрывные лаки для картин тоже отличаются. Выпускаются отечественными и иностранными производителями глянцевыми и матовыми. Какой лучше выбрать?
Примеры глянцевого и матового лака для картин французского производителя
Все глянцевые и блестящие лаки дают блики – это минус для живописи, но они придают яркость и глубину краскам и это несомненный плюс!
Помеха бликов света из окна
Рассмотреть картину целиком трудно, если свет падает на нее, например из окна, но под определенным углом все таки получается. Если вы были в музеях или картинных галереях, то наверное обратили на это внимание.
На фото я пытаюсь «запечатлеть мгновение» возле старинной картины в стиле голландского натюрморта с пожелтевшим старым лаком. Картина большого размера из частной коллекции со временем потребует реставрации, а пока висит и украшает столовую комнату в доме.
Матовый лак для картин также защищает картину, а кроме этого, делает живописную поверхность как бы бархатистой, велюровой. Если картина находится в помещении с ярким дневным освещением, рекомендуется выбирать покрывные лаки с УФ-фильтрами . Как правило, это качество указывается на упаковке. Фильтры предохраняют краски от выгорания и потускнения.
Разница между глянцем и матовым лаком
Есть еще сатиновые лаки , это что – то между матовым и глянцевым вариантом. Если матовый лак полностью без эффекта блеска, а глянцевый сильно блестит, то сатиновый блестит в меру, чем и хорош! У русскоязычных производителей такой вариант мне не встречался. К тому же, можно встретить описание, что как будто бы матовый и сатиновый одно и тоже. Поверьте, это не так, поэтому и названия у них разные!
Satin переводится как сатиновый, атласный или полу матовый. Покрытые картины сатиновым лаком становятся действительно как будто атласные на вид. Передать тонкость лаков по фото сложно, нужно видеть это воочию, чтобы почувствовать разницу.
Примеры сатинового/Satiné и глянцевого/Brillant лака французского производителя
На фото вверху я стрелочкой указала название лаков на французском языке, чтобы убедить вас в правдивости моих слов.
На заметку: Не рекомендуется покрывать картину залежавшимся в запасах лаком. Просроченный лак для картин может испортить живопись, он плохо сохнет или сохраняет надолго липкую поверхность, не высыхая до глянца, также может оставить видимость кисти на полотне.
Продвинутые художники иногда покрывают живопись медиумом, существуют такие уже готовые материалы, которые продаются в магазинах для творчества. Медиум гарантирует долговечность цвета, а также придает краскам объем и эффект рельефа. Конечно, для использования такой техники, необходимо быть полностью уверенным в своих способностях и знать методику.
Сегодня на рынке встречаются покрывные лаки в баллончиках. Особенно это удобно, если вы пишите рельефно или в смешанной технике. В свое время я попробовала и такой вариант нанесения защиты на поверхность холста. Расход лака получается больше, чем традиционным способом, зато ложится ровно, не создает подтеки и другие неприятности, например, вылезающий ворс из кисти.
Универсальный лак в баллончике для защиты картин
Друзья, надеюсь, мои небольшие советы помогут вам в творчестве и я развеяла некоторые сомнения по поводу, того, стоит ли покрывать картину лаком. Если таких аргументов за и против вам покажется не достаточно, то задайте их художникам реставраторам. Возможно их точка зрения будет убедительней!
На десерт: для тех, кто любит побродить по выставкам современного искусства, приглашаю это сделать вместе со мной на Лазурном берегу во Франции в городе Канны. Ставьте лайк и не забудьте подписаться на мой канал, чтобы быть в курсе новостей.
Чтобы статья не затерялась в интернете среди множество других статей, просто сохраните ее в закладках, и она всегда будет у вас под рукой в нужный момент.Матовый лак для акриловой краски. Что это такое?
Акриловый лак – это растворенная в акриле измельченная пластмасса. После высыхания такого состава образовывается тонкая бесцветная акриловая пленка с высокой стойкостью к механическим повреждениям.
Основные вещества, входящие в состав лака, умещаются в трех пунктах:
- жидкий полимер (акрил);
- антисептик (для защиты древесины от влаги и вредителей);
- пластификатор (основной компонент, придающий покрытию максимальной прочности и стойкости).
Акриловый лак – это готовая к использованию субстанция: однородная, прозрачная, практически без запаха. Основой его являются высококачественные акриловые смолы, не отягощенные цветом, и водные дисперсии.
Чтобы познакомиться с этим почти универсальным покрытием, следует выделить его главные свойства и характеристики.
- Акриловый лак – это жидкость. Для него характерны высокая вязкость и способность растворяться в воде.
- Одной из приятностей является минимальное наличие запаха (по крайней мере, неприятного).
- Несмотря на то что этот вид лака растворяется водой, смыть его после высыхания нельзя.
- Пленка, которая появляется на месте высохшего акрилового лака, обладает повышенной эластичностью и износостойкостью.
- Покрытие не теряет своей прозрачности даже со временем и под воздействием солнечных лучей.
- При необходимости такой лак даже рекомендуют смешивать с водорастворимыми красками.
- Идеально подходит для наружных и внутренних работ. Отлично взаимодействует не только с древесиной, но и с кирпичом.