Изготовление витражей в интерьере. Витражи в интерьере: технологии, виды, идеи оформления
Изготовление витражей в интерьере. Витражи в интерьере: технологии, виды, идеи оформления
Обратимся к истории. Слово витраж происходит от французского «vitre» - оконное стекло. По сути, витраж – это декоративный стеклянный элемент, рассчитанный на сквозное проникновение света и предназначенный для заполнения какого-либо проема. Впервые такая техника украшения упоминается в Англии в V веке н.э. Однако, историки утверждают, что попытки его создания отмечались гораздо раньше, о чём и свидетельствуют археологические раскопки.
Изначально витражи использовались в основном в храмах (в период готического стиля) для декора больших окон и достигали размера до 6 метров. Картины со временем становились сложнее, появлялся объём, совершенствовалась и техника. Если изначально уже готовое обычное стекло окрашивалось и обжигалось повторно, то начиная со средних веков краситель стали добавлять непосредственно при изготовлении. Правда витражи, выполненные из подобного стекла, отличаются своей неоднородностью и узким спектром цвета. Но именно эта особенность делает их эксклюзивными и придаёт старинным предметам украшения интерьера некий магнетизм. В конце XIX века американские художники-модернисты Джон ЛаФарж и Луис Тиффани начали работу по созданию нового типа витражей. Тиффановский стиль безошибочно узнается по тонким стыкам стекол, изображениям сказочных персонажей и растительных узоров (характерных для).
В XVI н.э. веке искусство витража из Европы пришло и в Россию. Красочными стеклами украшали храмы, после витраж как элемент декора стал использоваться в богатых домах. Он достаточно дорого стоил, поэтому далеко не каждый эстет мог его себе позволить. В настоящее время витражи широко используются в самых разных предметах интерьера: в декоре окон и дверей, мебели, зеркал. Современные технологии позволяют осуществить мечту любого, даже самого искушённого, ценителя прекрасного.
Витражи в интерьере квартиры. Распространенные витражные техники
Картины из цветного стекла известны на протяжении тысячелетий. Неудивительно, что мастерами в разные времена были освоены многочисленные техники для создания этих шедевров. По этой причине мы рассмотрим самые знаковые из них, так или иначе повлиявшие на развитие витражного творчества и ставшие наиболее востребованными в современном дизайне интерьера.
Наборной (мозаичные витражи)
Лучшим образчикам наборного витража сотни лет – они до сих пор украшают готические соборы в разных странах. Фрагменты вырезаются по контуру заготовки и скрепляются между собой свинцовой перегородкой, которая и собирает композицию в единое целое. Сегодня вместо свинца применяют менее токсичные медь, латунь или алюминий.
Бесшовный
Развитие технологий позволило создать новые техники витража без стальных каркасов. К ним относятся:
- Фьюзинг –на прозрачной основе из стекла делается выкладка композиции из цветного художественного стекла, (возможно и элементов из других материалов). После «пирог» нагревают до температуры пластичности стекла в муфельной печи. Под собственным весом происходит сваривание фрагментов в единое целое, образуя монолитное и герметичное соединение. Такой витраж крайне устойчив к влаге, но отличается толщиной и весом, что требует для его монтажа усиленного каркаса.
- Кастинг – отличается от предыдущей техники тем, что на прозрачное стекло-основу наряду с элементами выкладывается контур из металла. Нагрев ведется до температуры, когда цветной фрагмент полностью расплавится и заполнит внутреннюю ячейку. Витражная техника славится высокой четкостью линий, что особо ценится в интерьерном дизайне.
- Травление – рисунок на стекле выжигается специальной пастой, она в месте нанесения разъедает поверхность и лишает ее прозрачности. Для точности работ применяется специальный трафарет, который ограничивает зону воздействия плавиковой кислоты.
- Пескоструй – выборочное матирование поверхности стекла с помощью струи абразива, подающегося под давлением. Более безопасный способ в сравнении с химическим травлением.
В последнем случае витражный рисунок получается несколько схематичным – это стоит учитывать при выборе техники.
Рельефные (фацетные)
Способ ювелирной огранки толстого художественного стекла или зеркала. Как правило, грани наносят по периметру элемента. В некоторых случаях применяют шлифовку и полировку для достижения нужного объема у фрагмента. Количество граней усиливает игру света, а их ширина дает визуальный эффект. При этом размер фацета находится в прямой зависимости от толщины стекла, что указывает на недостаток такого витража – его массивность.
Имитации витражной техники
Это доступное по цене решение внешне напоминает панно из цветного стекла, но не является таковым. На прозрачную основу наносятся фрагменты из цветной самоклеящейся пленки, которые и создают композицию. С помощью проклейки специальной полосы имитируют свинцовую заливку. В результате такой элемент интерьера еще больше напоминает традиционный. Процесс на порядок легче, чем ручная и кропотливая работа, выполненная опытным мастером.
То есть эксклюзивность такого украшения в интерьере выглядит сомнительно. Производители сейчас предлагают полностью готовые композиции на листовой самоклеящейся пленке – достаточно ее аккуратно приклеить на стекло, и витраж готов. Тем не менее имитация хорошо смотрится, и отлично подходит для тех, кто мечтает о витраже, но не может себе позволить оригинал по финансовым соображениям.
Тиффани
Видоизмененный наборный витраж, где вместо свинцового каркаса применена медная фольга, в которую завальцован каждый элемент. Между собой такие фрагменты соединяются пайкой с помощью флюса и олова. Техника была названа по имени автора – американского дизайнера Луиса Комфорта Тиффани, создавшего в конце 19 века уникальные абажуры, давшие новый импульс в развитии витражного искусства.
Комбинированный
Как настоящий художник смешивает краски, так и мастера витража могут в одной работе использовать разные техники. Примером может служить сочетание фацетной обработки и тиффани. Такое смешение способно дать уникальную игру света и реалистичность отдельных элементов художественной композиции.
Псевдовитражные техники
Ярким образчиком этой категории считается расписной витраж. Применяется как простое, ровное стекло, так и художественное. Контурный псевдовитраж подразумевает нанесение границы элементов с помощью акрилового полимера. Замкнутые пространства заполняют соответствующей эмалью, после чего проводят обжиг. В результате краска запекается в поверхность стекла. Термообработка гарантирует долговечность цветопередачи и защиту от выгорания. Также используют отдельные виды красок без последующего нагрева, однако такую работу нельзя устанавливать в условиях повышенной влажности.
В любом случае трудозатраты несопоставимы с производством классического витража. Следовательно, и их стоимость на порядок ниже. При этом визуальный эффект достаточно сильный, чтобы использовать технику в декоре помещений, не претендующих на эталон роскоши.
Витраж в современном мире. МИР ВИТРАЖЕЙ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
Гуляя вечером в Парке культуры и отдыха нашего города, я обратила внимание на купол Калужского Свято-Троицкого кафедрального собора. В нем я увидела 8 окон с красно-сине-жёлтыми стеклами. На улице стало темнеть и в храме зажгли свет. Сквозь высокие проемы окон проникали лучи света, разноцветные стекла как будто вспыхивали, загорались ярким цветом, начинали светиться, таинственно переливались в полумраке вечера, создавали ощущение нереальности и причастности к неземному миру. Это волшебное, завораживающее зрелище. Несмотря на холодный осенний вечер, стало как-то светлее вокруг и теплее.
Я спросила у мамы про разноцветные стекла. Она сказала, что они называются витражами. Меня заинтересовало это творчество и как же его создают. Я постараюсь ответить на вопрос:
- Возможно ли создать своими руками оригинальные поделки в витражной технике?
Цель работы:
Изучить имеющуюся литературу о витражах, овладеть этим видом искусства и постараться заинтересовать своих одноклассников этим искусством, а может, и обучить этой технике.
В соответствии с целью определены задачи работы:
1. Изучить необходимую литературу, чтобы узнать историю и 1 почувствовать связь веков.
1 2. Освоить этот вид декоративного искусства. 1 3. Провести опрос в классе на тему: ”Что такое витражи?”, 1 выполнив работу с результатами опроса. 1 4. Познакомить второклассников с витражным искусством. 1 5. Продемонстрировать свои работы. 1 6. Подготовить и раздать второклассникам инструкцию 1 1 1 1 изготовления витражных рисунков красками, сделанными 1 1 своими руками. 1 1 7. Попробовать изготовить витражи, используя витражные 1 1 краски, сделанные своими руками. 1 8. Оформить работами наш классный кабинет.
Методы исследования: изучение литературы, опрос, сравнение материала, обобщение.
Объект исследования: история витража со 2 тысячелетия до н. э. по настоящее время.
Предмет исследования: витраж в современном мире.
Гипотеза: Я думаю, что создавать витражи могут только настоящие мастера витражного искусства, художники. Их невозможно создать самостоятельно человеку, не владеющему этим мастерством.
Глава I . Витражное искусство.
1.1 Знакомство с понятием витражи.
Витражами (от французского слова «vitrage» - стекло) называют прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле.
Они обычно устанавливаются в световых проемах - окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
1.2 История возникновения витражей. 1 Меня заинтересовал этот вид искусства. Я попросила у мамы помощи в нахождении информации об истории витражей. Мама помогла мне, и я прочитала историю их возникновения. 1 История цветного стекла уходит в глубь веков. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко 2 тысячелетию до н.э. древние египтяне научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного стекла, например, ваз и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в 1 в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий. В церквях примерно 5-6 вв. н. э., встречается много случаев заполнения деревянных рам окон тонкими алебастровыми пластинами, которые отдаленно напоминают эффект, создаваемый витражными стеклами. Есть свидетельства существования витражных окон в британских церквях и монастырях, начиная с 7 в. Самое раннее известное упоминание о витражах датируется 675 годом, когда епископ Бенедикт нанял рабочих из Франции для остекления окон монастыря св. Петра, строительством которого он занимался.
Витраж на стене. Виды крепления витражей на стене
Витраж в интерьере. На окнах
Прежде всего витражи появились на окнах. Их делали для дворцов и церквей много сотен лет назад. Естественно, тематика была соответствующей — большей частью изображались сцены на религиозную тему. Картины, через которые лился свет, впечатляли и внушали почтение и трепет.
В полутьме витражи очень впечатляют
Современные витражи, которые используют в интерьерах домов, квартир и офисов, более универсальны по тематике. На них, чаще всего, изображены пейзажи, цветы, растения, составлены геометрические или растительные узоры. А впечатление они производят все тоже — очень красиво, игра света и теней завораживает и хочется рассмотреть все поближе. Особый эффект дает свет, который льется через витражные изображения в полутемную комнату.
Если окна выходят на улицу и вы не хотите, чтобы происходящее внутри было достоянием посторонних, не обязательно использовать шторы. Можно установить оконный витраж из узорчатого стекла. Силуэты будут видны, но не более того.
Витраж в интерьере ванной позволяет сохранить приватность
Недостаток использования узорного и цветного стекла по всей площади остекления — недостаточное количество света, которое будет проходить через такие окна. Если вам важна освещенность, центральную часть можно оставить обычной, а орнамент пустить только по краям — по периметру, только вверху или по бокам — это уж как вам больше понравится.
Если надо чтобы в помещение проникало больше света
При выборе рисунка витражного изображения на окне, кроме прозрачности надо еще подбирать цвета. Витраж — элемент интерьера и цвета в нем должны быть согласованными, такими же, какие присутствуют в интерьере или нейтральными (прозрачный, белый, серый, бежевый, черный).
Также стоит обратить внимание на тематику. В кухне, например, уместны будут фрукты, овощи, для детской можно найти фрагмент из мультиков или сказочных героев, для ванной подходит водяная или морская тематика. В «общих» помещениях оптимальный выбор — нейтральные темы (природа, городские пейзажи) или геометрические рисунки.