3 техники росписи керамики акриловыми красками. Техники росписи по керамике
3 техники росписи керамики акриловыми красками. Техники росписи по керамике
Для начала разберемся в понятиях. Керамическими называются изделия, прошедшие обжиг в печи. Это предметы из природной глины: так делают кухонную утварь, игрушки, декоративные скульптуры и статуэтки уже не одну тысячу лет. Роспись может быть ручной или механической. В первом случае мастер рисует своими руками, во втором – используется всевозможные штампы и печать.
Подглазурная
Одна из самых сложных техник росписи фарфора – подглазурная. Но новички в росписи по керамике нередко пробуют себя именно с этой росписи. Она наносится до того, как изделие отправится в печь.
Подглазурное нанесение рисунка
Особенности технологии подглазурной росписи:
- верхнюю глазурь делают и прозрачной, и тонированной, и цветной, в зависимости от желаемого эффекта;
- основными красителями становятся оксид кобальта и оксид железа, они прекрасно переносят обжиг, не перегорают, не меняют цвет;
- такая роспись считается более устойчивой, ведь глазурный слой защищает картинку;
- мастер может наносить краску по карандашному контуру либо сразу приступать к росписи кистью;
- краски наносятся на обожженные либо хорошо высушенные керамические изделия, под слоем глазури поверх красок рисунок на время исчезает, но изделие отправляется в печь и после обжига приобретает конечный вид – с проявленным рисунком.
Процесс подглазурной росписи представлен в данном
На насыщенность цвета подглазурной краски влияет температура обжига, качество глазури. Готовая расписная керамическая чашка (например) отличается плавными и нежными линиями росписи.
Примером качества такой технологии является роспись по фарфору специалистов Майсенской мануфактуры. Правда, они еще предлагают в рамках одного изделия комбинировать подглазурную и надглазурную росписи, и это дает интересный результат.
Внимание! Основной плюс такой росписи – долговечность. Главный минус – нужно быть хорошо подготовленным художником, ведь краски быстро впитываются в глиняные поры, и исправить ошибки крайне трудно.
Внутриглазурная
В этом случае краски наносятся на закрепленную глазурь. Потом изделие отправляется в печь (температура выше 1000 градусов) и в ходе обжига краситель вплавляется в глазурное покрытие. Не нужно бояться, что рисунок расплывется: нет, он стоек. Благодаря такой технике удастся создать керамическое изделие, которое прослужит долго, а его роспись не деформируется много лет. Это не самый распространенный вид художественной росписи по керамике, и для новичков не самый оптимальный.
Основные плюсы методики – долговечность, четкость рисунка. Основные минусы – трудоемкость, точность, наличие опыта.
Надглазурная
Надглазурная роспись проще, чем выше представленные варианты. И если покупать, например, такую фарфоровую тарелку, она будет стоить дешевле той, что расписывали подглазурным методом.
Особенности стандартной надглазурной росписи:
- краситель мастер наносит на уже закрепленную эмаль, после чего изделие отправляется в печь на температуру, не доходящую до 1000 градусов;
- так как температура в печке сравнительно низкая, можно использовать краски широко ассортимента, то есть не только те, которые не меняют своих характеристик при высочайших температурах.
Главный плюс технологии – простота входа в ремесло, то есть новичкам легче поддается именно эта техника. Главные минусы – роспись не защищена верхним глазурным слоем, потому менее долговечна.
Роспись по керамике виды. Основные методы декорирования керамики
Искусство керамики, синтезирует в себе форму и цвет, этот синтез находит свое отражение и в украшении глиняных изделий, включая в себя большое количество приемов декорирования, начиная от простейших контррельефов, заканчивая использованием эффектарных , требующих многократного . Рассмотрим основные способы декора подробнее:
Рельеф- изображение декоративного элемента, выполненного методом налепа, рельефного валика или оттиска специального штампа, выделяют две формы рельефа:
Горельеф-высокий рельеф, в котором изображение выступает над формой на половину своего объема и более, что позволяет соединят в одной работе разные виды пластики и добиваться выразительности образа за счет его объема.
Барельеф-низкий рельеф, изображение выступает над поверхностью формы не более чем на половину. В сочетании с барельефом часто используют декорирование глазурью или , нанося темные оттенки в углубления барельефа, а светлые на выступающие части, что позволяет усилить светотень и четкости изображения.
Эти виды рельефов используются практически во всех направлениях , от гончарного круга и шликерного литья, до малой пластики, парковой скульптуры и настенных керамических панно. Позволяя формировать изображение за счет светотени, используя приемы скульптуры в керамике.
Контррельеф-углублённый в поверхность формы негатив барельефа, выполняется процарапыванием острым стеком, гребенкой, рельефным валиком или штампом. Как и барельеф в керамике, часто дополняется цветной глазурью или ангобом, что бы усилив светотень, подчеркнуть выразительность изображения.
Сквозной рельеф (ажур) — рельеф с отсутствующей (частично или полностью) поверхностью заднего вида изображения. Иногда эти рельефы делаются двусторонними. Принцип (техника) сквозной трёхмерной скульптуры-рельефа был изобретён в России в ХХ веке скульптором Иваном Ефимовым.
Глина для этого должна подсохнуть до кожетвердого состояния , после чего, выполняются сквозные вырезы по предварительно намеченным линиям, острым скальпелем, иглой или специальными инструментами с металлическими насадками разной формы. Толщина стенки глиняного изделия рассчитывается таким образом, что бы ее можно было прорезать насквозь, создавая фигурные прорези разной формы и размера, при этом изделие оставалась достаточно прочным и не деформировалось под собственным весом при сушке. Прорези часто, имеют функциональное значение, например, при создании подсвечников, светильников, абажуров из керамики.
Фактура-выразительная поверхность, в отношении керамики, существует множество способов нанесения различных фактур на глину. Оттиск ткани с выраженной рельефной поверхностью, различными инструментами, налепом, фактурными валиками, штампами, в общем, всем чем угодно можно наносить фактуру на изделия из глины, эффект достигается, как и в случаи с рельефом за счет светотени, но в отличии от рельефа фактура горазда менее объемна, не создает самостоятельных изображений и деталей, она скорее подчеркивает, обогащает основную форму, а не продолжает ее как рельеф. Для усиления эффекта выразительности, иногда фактуру в керамике дополняют салями металлов или тонким слоем цветной глазури. Применяется во всех направлениях художественной керамики, от до .
Текстура- изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов. В отличие от рисунка, к текстуре не применимо понятие композиции, текстура сама по себе художественным произведением не является, ее задача декорировать керамическую поверхность. В керамике текстура создается при помощи цветных жидких глин (ангобов), разноцветных глиняных масс, цветных глазурей или сочетанием всего перечисленного. Декорирование текстурами применяется в разных видах керамических изделий, таких как гончарная посуда, керамические изразцы, декоративные керамические поверхности.
Роспись керамики цветными - нанесение рисунка, узора, орнамента на поверхность глиняного изделия, при помощи резиновой груши или кисти. Краской в данном виде росписи является сама глина, в которую добавляют жаростойкие, красящие, цветные пигменты, как правило оксиды разных металлов. Этот способ росписи керамики чаще применяется на гончарной посуде, но иногда встречается и на декоративной малой пластике. Роспись ангобами производиться как на высушенных гончарных изделиях, так и на только что созданных, сырых. Во втором случаи данную роспись называют фляндровка. Прием фляндровки заключается в создании различных декоративных узоров используя текучести свойства ангоба, цвета наносятся друг на друга, но не перемешиваются, а образуют причудливые узоры с четкими границами цветов. После высыхания, изделие проходит обжиг в печи, покрывается бесцветной глазурью и обжигается второй раз, ангобы становятся яркими и прочно вплавляются в поверхность керамического изделия, слой глазури защищает поверхность от влаги.
Роспись стеклянной посуды. Инструменты и материалы для росписи по стеклу
Для росписи по стеклу вам потребуются следующие инструменты и материалы.
Краски для росписи по стеклу.
По мере того как роспись по стеклу становится все более популярной, растет и выбор специальных красок: производители продукции постоянно улучшают их качество.
Краски для стекла бывают либо на водной основе, либо на основе растворителя. Первые следует разводить водой; ею же моют кисти после использования. Во втором случае для тех же целей применяют уайт-спирит: работать с такими красками надо в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе, так как вдыхание испарений может повредить вашему здоровью.
Как уже говорилось, в продаже имеется большое разнообразие материалов. Поэтому важно убедиться, что выбранный продукт подходит для осуществления поставленной задачи. К примеру, для текстурной отделки лучше использовать гелевые краски. Для росписи посуды предназначены керамические (обжигаемые) краски: после обжига в духовом шкафу обработанные ими изделия можно применять для хранения пищевых продуктов и сервировки стола.
Прежде чем купить краску для росписи по стеклу, внимательно прочитайте этикетку или проконсультируйтесь у продавца, дабы убедиться, что данный материал подходит для ваших целей. Многие краски обладают широким спектром цветов, но недостаточно водостойки, а значит, не годятся для обработки предметов обихода.
По мере усовершенствования красок увеличивается их адгезия, свето- и водостойкость. Следует учитывать, что некоторые цвета более устойчивы к воздействию солнечных лучей, нежели другие; это также указывается на этикетке. Некоторыми красками для стекла можно расписывать поверхности из других материалов: это удобно, если вы увлекаетесь разнообразными ремеслами.
Свинцовая лента.
Чтобы создать традиционный эффект витражных окон, вы можете использовать свинцовую ленту для формирования ячеек, которые затем заполнятся краской. Лента продается в бобинах, а самоклеящаяся поверхность облегчает работу.
Аутлайнер.
Распространенной заменой свинцовой ленты является цветной аутлайнер -жидкое средство, которое выдавливают на стекло или ацетатную пленку непосредственно из тюбика.
Тонкая ровная линия ложится на стекло узором любой сложности, затвердевает после высыхания и образует выпуклый контур, не позволяющий краске растекаться.
Малярная лента.
Другой способ обозначить контур – использовать малярную ленту. Она защищает от окрашивания участки поверхности, которые должны быть прозрачными. Единственная сложность состоит в необходимости достаточно быстрого удаления ленты, чтобы на обрабатываемом изделии не остались следы клея. Кроме того, малярную ленту можно использовать для прикрепления ацетатной пленки поверх рисунка, по которому производится роспись, или для фиксации эскиза и копировальной бумаги, чтобы они не сдвигались, когда вы переносите изображение на рабочую поверхность.
Кисти.
Имеет смысл приобрести кисти высокого качества, которые обеспечат ровное нанесение краски и не будут оставлять щетинки на рисунке. Для начала выберите одну тонкую, одну среднего размера и одну толстую кисточки (№ 1, 4 и 10) с синтетическим, а лучше натуральным ворсом. Кисти нумеруются в соответствии с их размером — чем меньше номер, тем короче щетина.
Мастихин.
Некоторые рисунки можно наносить шпателем или мастихином. Широкий плоский мастихин подходит для нанесения краски на большие участки.
Инструменты для исправления ошибок.
Пока краска еще не высохла, вы можете исправить ошибки или счистить подтеки краски с помощью полотенца или ватной палочки. Если дефект устранить сложно, погрузите ватную палочку в воду или уайт-спирит (в зависимости от того, какой краской вы пользуетесь). Не смачивайте ее слишком сильно, так как краска может потечь и испортить удачные участки рисунка. Чтобы выровнять край рельефного контура, можно, пока он еще не затвердел, использовать зубочиску.
Для смешивания краски пользуйтесь палитрой или стеклянной банкой. В такую же банку можно налить воду или уайт-спирит для разбавления краски и мытья кисточек.
Материалы для шаблонов.
Для работы с шаблонами вам потребуются копировальная бумага, шариковая ручка, химический карандаш или фломастер (в зависимости от того, на какую поверхность вы наносите рисунок). Могут понадобиться также разделочная доска, нож или ножницы, линейка и клей ПВА. Для некоторых изделий можно использовать муррины и блестки, а также различные лаки и разбавители.
Набор инструментов и декоративных средств, которые вы применяете, зависит от вашего замысла: прежде чем отправиться за ними в магазин, составьте список необходимых материалов.